Как выживают ТРЦ Екатеринбурга после ухода крупных арендаторов

Управляющая компания крупнейшего в Екатеринбурге ТРЦ подала иски к брендам группы Inditex. Магазины Zara Home, Bershka, Stradivarius и другие приостановили здесь работу еще в марте и с тех пор накопили долги за аренду помещений. Общая сумма задолженности превысила 20 миллионов рублей.
Пустующие площади вместо брендовых бутиков не приносят торговым центрам дохода и отталкивают покупателей.
Пустующие площади вместо брендовых бутиков не приносят торговым центрам дохода и отталкивают покупателей. / Татьяна Андреева/РГ

Магазины некогда популярных зарубежных брендов до сих пор на замке. Посетители привычно огибают темные стеклянные "аквариумы" - оживленные покупательские тропы проложены уже в других направлениях. Однако понятно, что ситуация затянулась и ее надо как-то решать. Формально помещения заняты, нового арендатора сюда не пустишь. К тому же работать над концепцией использования торговых площадей в ситуации неопределенности невозможно. Видимо, судебные разбирательства - единственная попытка сдвинуть дело с мертвой точки. (Некоторые эксперты утверждают, что часть арендных платежей бренды группы Inditex все-таки выплатили, но в УК ТРЦ "Гринвич" отказались от подробных комментариев.)

Покупатели в сити-моллах есть, и больше всего их там, где предлагают целый комплекс товаров и услуг, а еще проводят разнообразные мероприятия

Заметим, уральцы - далеко не единственные: по данным из открытых источников, в адрес брендов Inditex российские ТЦ подали уже 32 иска на общую сумму около миллиарда рублей. Самыми весомыми стали претензии самарского молла "Космопорт" к Zara - в целом на 512 миллионов рублей, а требования подмосковного "Зеленопарка" превысили 100 миллионов.

Напомним, что Екатеринбург - один из лидеров в стране по числу торговых центров, однако их владельцы сегодня избегают разговоров о будущем. Эксперты констатируют, что проблемы "храмов торговли", связанные с оттоком посетителей, начались несколько лет назад. Пустовавшие в пандемию моллы даже предлагали перепрофилировать в некие социальные объекты. Минувшей весной собственники и управляющие (в том числе директор "Гринвича" и "Пассажа" Дмитрий Сарапульцев) заявляли, что наиболее пессимистичный сценарий - это превращение торговых центров в подобие ярмарок.

Впрочем, жизнь показала, что хоронить офлайн-торговлю рано. Покупатели в сити-моллах есть, и больше всего их там, где предлагают целый комплекс товаров и услуг, а еще проводят разнообразные культурные, спортивные и социальные мероприятия. Например, в конце августа в "Радуга-парке" прошел фестиваль гик-культуры "Гиккон": ТЦ наполнили яркие персонажи фильмов, игр и аниме. Юные косплееры после выступлений сделали неплохую выручку всему ТЦ: охотно скупались сладости, украшения, да и школьные принадлежности к учебному году.

А в конце лета здесь же стартовало еще одно небанальное мероприятие - марафон "ПРО важное", поддержанный министерством АПК и потребительского рынка Свердловской области. Он объединил более 100 компаний, повышающих качество жизни и популяризирующих семейные ценности. До 9 октября в рабочие дни в ТРЦ проходят открытые консультации, мастер-классы и презентации спортивных школ, театральных кружков, частных детских садов и языковых центров, санаториев и медицинских центров. Люди приходят целыми семьями и увеличивают продажи арендаторов торгового центра.

Комментарий

Гафур Мансуров, заведующий кафедрой гражданского права УрГЭУ:

- В конфликте группы компаний Inditex с российскими ТРЦ речь идет об обоснованности неисполнения договорных обязательств в связи с так называемыми санкциями, которые на самом деле являются односторонними мерами экономического характера в силу того, что были введены отдельными государствами, а не международной организацией. Из чего следует, что международно-правовые нормы о санкциях к этим односторонним мерам неприменимы. Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Запрет торговых операций вследствие принятия международных санкций может свидетельствовать о форс-мажоре, но ответчик должен привести доказательства того, что санкции распространяются на его отношения с истцом. В подобных случаях также необходимо доказывать, что должник принял все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомил кредитора о возникновении такого обстоятельства.