Это уже четвертая выставка совместного проекта двух музеев. И ни на одной, по уверению директора дальневосточного музея Виктора Шалая, не было случайного экспоната.
"Заключая почти пять лет назад договор о сотрудничестве, - пояснил он, - мы договорились обеспечить жителям нашего региона, расположенного на большом расстоянии от Москвы, доступ к тем коллекциям, которые могут рассказать о стране. Наша задача - победить чувство ментальной оторванности, которое есть у жителей Дальнего Востока, сделать так, чтобы они почувствовали себя частью большой страны и наследниками ее истории. У этих выставок есть социальная и геополитическая, подложка".
Они рассказывали, как формировалась территория государства, были посвящены истории династии Романовых, государственным наградам.
По словам генерального директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной, связанные с Петром Великим экспонаты, которые хранятся у них, очень сильно отличаются от того, что находится в музеях Петербурга. "Наша коллекция связана с ранним периодом жизни Петра I, - рассказала Елена Юрьевна. - Это годы его младенчества, взросления, становления, обретения собственных представлений, по какому пути должна идти страна. Это период, который рассказывает о формировании личности одного из самых интересных русских правителей".
Елена Гагарина особо отметила, что все привезенные сейчас во Владивосток предметы никогда раньше не показывали вместе, а часть их - вообще впервые вывезли из Московского Кремля. В зале "Наследство" можно увидеть парадные пистолеты, выполненные для царя Алексея Михайловича выдающимися оружейниками Григорием Вяткиным и Евтихием Кузовлевым. В Переписной книге государевой Оружейной казны 1687 года эта пара пистолетов была записана первой, то есть являлась самой лучшей и дорогой во всем царском арсенале.
Редко покидает Оружейную палату роскошная группа регалий, используемая на церемонии венчания на царство. Саккос (архиерейское богослужебное облачение), митра (богослужебный головной убор) и поручи (нарукавники). Они представлены в зале "Венчание на царство" и позволяют представить великолепие действа. Во время подготовки к выставке был сделан ряд научных открытий. В том же зале представлены два блюда, на которых во время церемонии в Успенском соборе выносили царские венцы.
"Владивосток - первое место, где эти блюда экспонируются, обретя свое историческое важное значение, - рассказал заведующий сектором оружия и конского убранства отдела Оружейной палаты Сергей Орленко. - На одном вынесли древнюю шапку Мономаха для старшего царя Ивана Алексеевича. На втором - шапку Мономаха второго наряда для Петра Алексеевича".
В XVIII столетии церемониал изменился, как пояснил Сергей Орленко, и блюда больше не использовали. Их подлинный смысл был утрачен, и они слились с остальной массой дворцовой посуды. Относительно недавно при подготовке каталога государственных регалий исследователи обратили внимание на то, что при них числилась побитая молью соболиная платина. Стали выяснять историю блюд и поняли, что пластину подкладывали под шапку, чтобы она не соскальзывала.
"Несколько столетий назначение этих предметов оставалось неизвестным, - продолжает свой рассказ о вновь обретенном эпизоде истории Сергей Орленко. - В экспозиции Оружейной палаты, созданной в 1986 году, одно из них экспонировалось среди предметов обстановки царского пира. А второе - в витрине с голландским серебром. Перед венчанием двух царей на царство нужное по размерам блюдо нашли среди даров голландского посольства. И быстро позолотили".
Еще одно открытие. Когда к выставке готовили портрет матери Петра - Натальи Кирилловны Нарышкиной, выяснилось, что на полотне изображен другой человек. Реставраторы сняли подрамник и увидели надпись, гласившую, что это сестра Петра - Марфа.
Выставка "Царь Петр Алексеевич. Накануне империи" будет работать до 15 января. В двух музеях между тем уже начали подготовку к новой экспозиции. Но подробности о ней пока остаются секретом.