08.09.2022 21:19
    Поделиться

    Первая советская подлодка К-3 завершила свою 64-летнюю службу и прибыла в Кронштадт

    Первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" причалила к берегу Кронштадта. Историческая буксировка на воде более чем стометрового корабля массой 2,5 тысячи тонн завершилась в терминале "Моби Дик". Так закончился последний морской поход легенды отечественного флота и часть ее боевой судьбы длиною в 64 года.
    Субмарина станет главным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадтском "Острове фортов".
    Субмарина станет главным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадтском "Острове фортов". / Пресс-служба АНО "Остров фортов"

    Впереди у субмарины новая жизнь. Вскоре она станет главным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадтском "Острове фортов".

    - Это очень символичный и трогательный этап, - сказала руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" Ксения Шойгу. - Легенда отечественного подводного флота держит путь в свой новый дом, где ее ждет достойное будущее. Вместо того, чтобы "быть распиленной на иголки", К-3 продолжит служить своей стране, выполнять просветительские и воспитательные задачи как живое воплощение славной военно-морской истории, технического гения конструкторов и героизма наших моряков.

    Теперь кораблю, с которого начался отечественный атомный подводный флот, предстоит проделать еще часть сухопутного пути по улицам Кронштадта. Расстояние до опорной плиты в здании музейного комплекса составляет около 4,5 километра. В России еще никогда не приходилось перемещать по суше такой большой корабль по обычным городским дорогам.

    Летом 1962 года впервые в истории отечественного флота подлодка совершила поход подо льдами Северного Ледовитого океана

    Сейчас в порту идет подготовка к перевозке гиганта. Для того, чтобы не создать в городе транспортного коллапса, корабль пришлось разрезать на две части. Стоит отметить, что сердце подлодки - ее реакторный отсек - в целях радиационной безопасности был выпилен и утилизирован еще в предыдущие годы.

    Прочный корпус К-3 распилен при помощи гидравлической станции и алмазного каната, специально приспособленного для резки металла. Как нам сообщили в "Острове фортов", плавному разделению лодки способствовала округлая, без острых углов, форма корпуса. К слову, толщина стенок в месте пропила составляет три сантиметра.

    - Проект разделения прочного корпуса К-3 разработан конструкторским бюро "Малахит", которое и создавало легендарную подводную лодку, - пояснили в Кронштадте. - Были применены наиболее технологичные инженерные решения, которые позволили разделить К-3 аккуратным и безвредным образом.

    Позже, уже на месте новой постоянной "приписки" субмарины, обе ее части соединят и восстановят первозданный облик. А дальше начнется подготовка легендарного корабля к размещению в нем внутренней музейной экспозиции, где будет много интересного. Лодке есть о чем рассказать.

    Удивительно, но официальный старт разработке первой советской атомной подводной лодки был дан ровно 70 лет назад - 9 сентября 1952 года! В специальном постановлении правительства она называлась "объекта 627". А заложили легендарный корабль в 1955 году в Северодвинске. Летом 1962 года впервые в истории отечественного ВМФ подлодка совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Она первой в мире пробила льды и всплыла в тех широтах. В те годы это было сравнимо с полетом в космос. Из состава Северного флота лодку вывели в 1991 году. Путь, который она прошла за годы службы - почти 130 тысяч морских миль.

    Корабль станет главным экспонатом Музея военно-морской славы, открытие которого запланировано на 2023 год. Он будет местом притяжения для тех, кто интересуется историей становления России как морской державы, а также технологиями флота и морской экологией.

    Поделиться