"Разработанные совместно с МВД России поправки вводят понятие средства индивидуальной мобильности, а также устанавливают правила передвижения на них. Документ направлен на обеспечение безопасности как самих пользователей СИМ, так и пешеходов, и других участников движения", - пояснили в Минтрансе.
Например, предлагается ограничить скорость движения электросамокатов. Езда по краю проезжей части возможна будет, только если разрешенная скорость для автомобилей на дороге не более 60 км/ч и отсутствует обочина. СИМ при этом должно быть оборудовано фарой или фонарем, тормозами, звуковым сигналом и световозвращателями.
Кроме того, пользователям СИМ нельзя будет пересекать дорогу по пешеходному переходу: нужно будет спешиться и перейти ее пешком.
В целях безопасности в парках, пешеходных зонах и других местах с высокой плотностью движения пешеходов использовать СИМ будет запрещено. В проекте поправок также есть отдельный порядок эксплуатации дорожной инфраструктуры в зависимости от возраста человека, использующего СИМ.
Изменения предусматривают новые дорожные знаки, позволяющие на конкретном участке дороги запретить, разрешить или ограничить движение средств индивидуальной мобильности, в том числе по скоростному режиму.
За первую половину 2022 года в России зарегистрировали 370 ДТП с участием людей, передвигавшихся на СИМ. По сравнению с тем же периодом 2021 года эта цифра выросла почти втрое - на 174%, говорится в отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ. Не удивительно, что вводят правила, запрещающие пересекать зебру на этих средствах передвижения: больше всего ДТП с СИМ произошло на пешеходных переходах (32%), а также на перекрестках и выездах с прилегающих территорий (31%).
"О том, что движение самокатов нужно отрегулировать, думают во всем мире: их стало слишком много. Если мы самокат выпускаем на проезжую часть - это огромные риски прежде всего для самих самокатов", - говорит директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. СИМ должны использоваться только на специально оборудованных территориях. Нужно на уровне законодательства и ПДД определить, где СИМ имеют право ездить, а потом уже думать, как их сертифицировать, считает он.
Тем не менее в правительстве решили заняться и тем, и другим сразу. В научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте НАМИ разработали правила сертификации для СИМ. Сейчас проект правил находится на межгосударственном согласовании, рассказали "РГ" в Росстандарте.
"ГОСТ будет распространяться на электрические средства индивидуальной мобильности, приводимые в движение полностью или частично от установленных на них источников электрической энергии, с системой самобалансирования или без нее", - разъяснили в ведомстве.
Первая редакция стандарта содержит требования к испытаниям СИМ, к маркировке и к сопроводительной документации. Электрические средства индивидуальной мобильности теперь разделят на классы. Новые правила также определяют требования к комплектации средства: его электрическим компонентам, защите от влаги, скоростям.