Совет тем не менее поручил Еврокомиссии разработать конкретные меры, касающиеся "экстренного и временного" вмешательства в энергетический рынок, включая ограничение цены на газ. Но при этом было отмечено, что такие меры должны быть направлены на смягчение социальных и экономических последствий высоких цен на энергоносители. Собственно, вопрос о том, что делать с ценами, и был главной темой встречи. Однако ограничение цен исключительно на российский газ, как признают в Брюсселе, может не только не смягчить ситуацию, а напротив - усугубить ее.
Накануне заседания Совета Еврокомиссия подготовила аналитическую записку, в которой прямо признает, что ценовой потолок на российский газ если и повлияет на общий уровень цен на энергоносители в ЕС, то только косвенно. Главной же целью этой меры является "ограничение доходов, которые Россия получает от продажи газа в Европу". Кроме того, в Брюсселе считают, что ограничение цены, возможно, снизит возможности Москвы влиять на европейский энергетический рынок и его волатильность. Однако никакой уверенности по поводу последствий такого шага - политических, экономических и правовых - в Еврокомиссии нет. Единственное, по сути, в чем там уверены, так это в необходимости твердо держаться своей позиции, если решение все же будет принято, поскольку отступить назад уже будет нельзя, а также в том, что установленная предельная цена должна быть привлекательной для России с экономической точки зрения. При этом документ не исключает, что Россия может полностью остановить поставки в качестве ответной меры на попытки ограничить цену.
Как отмечают европейские СМИ, опасения по поводу возможного прекращения поставок сейчас высказывают сразу несколько стран Евросоюза - в частности Австрия и Венгрия, которые зависят от российского газа и при этом не имеют доступа к морю, чтобы заменить его поставками СПГ. "Если ввести ценовые ограничения исключительно на российский газ, то это, очевидно, приведет к немедленному прекращению его поставок. Чтобы это понять, не нужно иметь Нобелевскую премию", - приводит издание Euractiv слова венгерского министра иностранных дел Петера Сийярто. Ко всему прочему, подобная мера близка по своей сути к санкциям, что признают и в Еврокомиссии, а значит, потребует единогласного одобрения Совета ЕС, получить которое, судя по текущим настроениям стран союза, вряд ли удастся.
Ограничить цены на весь импорт газа несколько проще - для этого необходимо только квалифицированное большинство голосов членов Совета. Но в остальном данный вариант может оказаться еще более сложным и непредсказуемым, поскольку связан с непосредственным вмешательством в европейский энергетический рынок и работу расположенного в Нидерландах газового хаба TTF. К тому же такая попытка может ударить и по привлекательности рынка ЕС для поставщиков СПГ - танкеры будут перенаправлены в Азию, а европейские страны лишатся значительного объема и без того дефицитного газа. Поэтому Еврокомиссия пока не торопится и намерена только к началу следующего года рассмотреть возможности его реализации общего ограничения цен на импорт газа.
Пока же ЕС, по всей видимости, пойдет по самому простому и безопасному пути, отделив в процессе ценообразования дорогую газовую генерацию электричества от всей остальной. В этом случае, как ожидается, цена на электроэнергию может снизиться до более или менее приемлемого уровня. Потому что цены на европейском рынке электричества определяются поставщиком с самыми высокими затратами, а это сейчас именно газовые станции. Риски в этом случае грозят только производителям дешевой энергии и в первую очередь "зеленой" - они потеряют свои текущие сверхприбыли.