Открылось движение по Московскому скоростному диаметру

Самый уникальный проект среди новых трасс, построенных в столице за последние годы, Московский скоростной диаметр, близок к завершению. В День города, когда Москва отмечала свое 875-летие, открылось движение на последнем участке северной части магистрали от Дмитровского до Ярославского шоссе.
Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Любовь Проценко

Казалось бы, и часа не прошло, как глава государства Владимир Путин сказал по видеосвязи: "Разрешаю", давая команду пустить движение, а транспортный поток уже заполнил новую дорогу. И это неудивительно: ведь теперь, благодаря вводу этого участка, автомобилисты могут проехать насквозь от федеральной трассы М-11 на севере до Косинской развязки на востоке столицы "М-12 - Москва - Нижний Новгород - Казань".

Строительство последнего северного участка началось в апреле 2019 года. Шестиполосная трасса, взявшая начало у Ярославского шоссе, прошла вдоль путей МЦК, пересекла улицы Вильгельма Пика, Сельскохозяйственную, Ботаническую, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе и соединилась с участком МСД, выходящим на трассу М-11 Москва - Санкт-Петербург. Длина его - всего восемь километров, и тем не менее это самый сложный участок диаметра. Именно здесь проходит одна из самых протяженных эстакад в Европе. Длиной 2,4 километра, она соединяет Алтуфьевское и Дмитровское шоссе. А еще в составе участка строителям пришлось построить два моста через реки Яузу и Лихоборку, а также эстакаду - съезд с проспекта Мира на МСД в сторону улицы Сельскохозяйственной.

Напомню, в основе Московского скоростного диаметра лежат две хорды - Северо-Восточная длиной 40 километров и Юго-Восточная - еще 28 километров. Идея соединить их в одну дорогу родилась не сразу. Но решение было вполне логичным, так как благодаря ему москвичи получают дорогу, по которой можно будет пересечь весь город с севера на юг, минуя центр, всего за 40 минут. Причем без единого светофора! Тем более, как рассказал "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, для этого и делать-то дополнительно ничего не пришлось - лишь слегка подкорректировали проект в месте стыковки в районе шоссе Энтузиастов. Но для того, чтобы проложить запланированные 68 километров в плотно застроенном городе, по территориям промзон и жилых районов, строителям нужно возвести 136 тоннелей, эстакад, путепроводов и мостов. Трасса парит, по сути, в воздухе.

Сумели строители развеять и страхи москвичей перед тем, что увеличившийся поток машин перед окнами их домов сделает жизнь вблизи трассы невыносимой. Новая дорога проходит большей частью вдоль железных дорог и по промзонам. Там же, где приближается к жилым домам, как, например, в районе Ботанического сада, где в последние годы появилась новая застройка, дорожники установили вдоль трассы шумозащитные экраны. Их оборудовано в общей сложности 27 километров. В квартирах москвичей, дома которых оказались в ближней зоне к дороге, поменяли окна на шумозащитные с клапанами для проветривания. Да и само дорожное полотно, которое в Москве в наше время укладывают, обладает шумопоглощающим эффектом.

Полным ходом идут работы и на южном участке диаметра - по оценке главы департамента, он построен на 48 процентов. Полностью по всему диаметру москвичи и жители Подмосковья, как обещают городские власти, поедут в 2023 году. Причем поедут бесплатно, хотя правительством Москвы принято решение сделать МСД платным. Но это касается транзитного транспорта и сделано с единственной целью - чтобы заезжие машины не заполонили дорогу, призванную разгрузить город. Тем более что транзит теперь легко может объехать столицу по ЦКАД.

Еще один эффект МСД: он соединит такие крупные магистрали, как МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, а также даст выход на 15 московских улиц.