Поводом для скандала стал внезапный отъезд с соревнований чемпиона мира Магнуса Карлсена. Это случилось как раз сразу после поражения корифея от Ханса Ниманна. И хотя никакой конкретики гроссмейстер не обозначил, шахматная тусовка вывела в интернет-тренды заголовок: "Ниманн - читтер?!?!" На данный момент никаких прямых обвинений в адрес 19-летнего американца не озвучил ни чемпион, ни официальные лица ФИДЕ. Магнус Карлсен оставил лишь цитату футбольного тренера Жозе Моуринью в соцсетях: "Если я заговорю, у меня будут большие неприятности". Классический намек на некую нечестность. И на этом все. Но общественность тут же связала отъезд Карлсена, эту цитату и поражение от Ниманна.
"Большие" игроки в этой ситуации заняли разные позиции. Например, претендент на мировое первенство Ян Непомнящий тонко заявил: "Победа Ниманна была более чем впечатляющей". 12-й чемпион мира Анатолий Карпов убежден: победа была чистой, игра обоих соперников не отличалась "компьютерной точностью". А элитный гроссмейстер и популярный шахматный стример Хикару Накамура вспомнил, что вообще-то Ханса Ниманна уже ловили на читерстве. Правда, было это давно, и подсказками он пользовался в "легких партиях" на популярном игровом портале chess.com. Но неужели реально воспользоваться компьютером или каким-либо портативным гаджетом во время "реального" турнира? В теории - да. Впрочем, и на практике такие случаи бывали. Но какие конкретные претензии на данный момент могут быть адресованы именно Ниманну - тут надо разобраться.
Сотни шахматных блогеров по всему миру начали по косточкам с компьютерами разбирать игры Ниманна, и в частности, ту самую партию с Карлсеном. Мастер ФИДЕ Максим Омариев в своем YouTube-канале озвучил вычисленную движками точность игры: Карлсен - 87,4, Ниманн - 94,1. То есть далеко не стопроцентная, не "компьютерная". Но, с другой стороны, читеру - особенно если его собственный уровень чрезвычайно высок - не нужно действовать по первой линии компьютерного анализа. Достаточно всего лишь пары подсказок, чтобы квалифицированный игрок в дальнейшем давил соперника самостоятельно.
Основная претензия к американцу возникла по дебюту. Чемпион сыграл довольно редкий вариант защиты Нимцовича с 4. g3. Несмотря на это, Ниманн, хоть и задумываясь, сумел удачно выйти из дебюта. Карлсен же играл почти молниеносно до этого момента.

Здесь Карлсен сыграл 13. Лfd1 и спустя три минуты получил 13...Се6. После разменов Ниманн получил окончание с перевесом. После партии американец рассказал, что эту позицию смотрел дома прямо перед игрой. Это заявление действительно выглядит странным, поскольку предугадать, какой вариант исполнит чемпион, было практически невероятно. Вот здесь-то и возникли подозрения: либо дебютную подготовку чемпиона могли "слить", либо его компьютеры могли взломать. В дальнейшем, правда, оба игрока действовали действительно как "белковые" шахматисты.

Например, в этом положении Ниманн не рискнул брать пешку на g4 (а именно так и рекомендует действовать компьютер), а пошел на более человеческое 29....Кс4.

А уже в самом конце, когда чемпион попытался "съесть" весь ферзевый фланг и создать хоть какую-то контригру, Ниманн тоже не пошел в компьютерные дебри и выбрал простое человеческое 51....Кf3.
И хотя сейчас никаких доказательств читерства Ниманна найти не удалось, организаторы Кубка стали более тщательно проверять его металлодетектором перед входом в турнирный зал. Такую же проверку и проходили, и проходят абсолютно все участники. Поэтому остается только догадываться, каким же образом потенциальный читер может пронести гаджет в турнирный зал.
В любом случае, как в истории с Ниманном, для обвинений в читерстве необходимы увесистые доказательства. Хотя в самом по себе читерстве даже в серьезных турнирах, увы, ничего сверхъестественного нет. Чего стоят хотя бы знаменитые "туалетные" скандалы! Один из них произошел в 2015 году на крупном опен-турнире в Дубае. Опены тем и отличаются от элитных круговых соревнований, что там может принять участие любой человек, хоть любитель - если оплатит турнирный взнос, который потом войдет в призовой фонд. Так вот в Дубае был пойман грузинский шахматист Гийоз Нигалидзе: судьи заметили, что во время партий он все время ходит в уборную в одну и ту же кабинку. Впоследствии в туалете нашли смартфон, где была установлена шахматная программа. Точно так же на турнире в Страсбурге попался с поличным 58-летний гроссмейстер Игорь Раусис. А, например, индиец Умакант Шарма на одном из опенов спрятал Bluetooth гарнитуру под чалму, но все равно был разоблачен. После всех этих случаев читеров дисквалифицировали на несколько лет.
Однако абсолютно очевидно, что все эти способы не сработают на элитных турнирах. Ведь там все участники проходят рамки металлодетектеров. Правда, еще несколько лет назад в Сети появились данные - микронаушники никакой искатель не найдет. В этом случае можно "наладить связь" с внешним миром. Зрителей в сам зал не пускают, однако они могут следить за игрой по стримам. Так даже на значительном удалении реально проанализировать позицию с компьютером, а потом передать верный ход в нужный момент. Чтобы этого не случилось, решено проводить трансляции с 15-минутной задержкой, так что возможность подсказки со стороны теперь полностью устранена. Поэтому если читерство на высшем уровне и возможно, то для его организации действительно нужны какие-то сверхспособности.