12.09.2022 18:16
    Поделиться

    Куда потечет российская нефть после введения "потолка" цен

    С начала декабря одновременно заработает эмбарго на импорт танкерами российской нефти в страны ЕС и механизм ограничения цен на ее поставки морем, согласованный странами G7. И если с запретом Евросоюза все относительно понятно - получать нашу нефть Европа сможет только по нефтепроводам - то с введением "потолка" цен остается под вопросом, кто из импортеров нефти присоединится к "Большой семерке".
    Россия не будет продавать нефть ниже себестоимости, но о сверхприбылях придется забыть.
    Россия не будет продавать нефть ниже себестоимости, но о сверхприбылях придется забыть. / Diy13/istock

    Пока однозначно по этому вопросу ни одна страна не высказалась. Получить нефть по цене ниже рыночной - весьма привлекательная опция для любого импортера, особенно в период, когда котировки барреля высоки и ожидается их дальнейший рост. Но страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) уже покупают нашу нефть с дисконтом к рыночной цене, которая в некоторые периоды доходил до 30 долларов за баррель (по отношению к цене марки Brent). А как заявил вице-премьер РФ Александр Новак, Россия прекратит поставки нефти странам, которые поддержат введение лимита цен на наше топливо. То есть присоединение к санкциям G7 чревато для стран АТР риском вовсе лишиться возможности получать нефть из России.

    Россия экспортирует половину объемов добываемой нефти и еще почти половину производимых внутри страны нефтепродуктов. Но пока на мировом рынке есть дефицит предложения, мы находимся в выигрышном положении.

    Заменить на мировом рынке 4,5 млн баррелей в сутки российской нефти и почти 2,4 млн баррелей в сутки нефтепродуктов (эмбарго на них также одновременно с лимитом цен на поставки заработает в феврале 2023 года) невозможно. С другой стороны, нефтяной рынок хоть и глобальный, но серьезных покупателей на нем не так много. Вся мировая торговля нефти в 2021 году составила, по данным ОПЕК, 42,7 млн баррелей в сутки при потреблении около 100 млн баррелей в сутки.

    Помимо G7 (Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии и США) и в целом ЕС крупнейшими импортерами нефти в мире являются Китай, Индия, Южная Корея и некоторые другие страны АТР. Причем если объемы потребления нефти в Европе приблизительно находятся на одном уровне, даже немного снижаясь, то спрос на нефть в большинстве стран АТР растет. По объемам импорта нефти только Китай и Индия опережают всю Европу. А на все страны АТР, исключая Японию и Австралию, приходится более 48% всей мировой торговли нефтью. Поэтому именно от АТР будет зависеть как наш экспорт нефти, так и успешность антироссийских санкций.

    Странам АТР не о чем договариваться с Западом в сфере нефтяных поставок, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Государства "Большой семерки" - это в основном нетто-импортеры энергоносителей, они являются скорее конкурентами для восточных стран в плане борьбы за доступ к энергетическим ресурсам. Запад эту конкурентную борьбу проигрывает - вводя санкции и ограничения против нашей страны, он отрезает себя от поставок российских углеводородов и де-факто выталкивает эти товарные потоки на азиатские рынки. Подавляющее большинство стран АТР не присоединились к каким-либо антироссийским санкциям и у них тем более нет оснований для того, чтобы поддерживать одну из самых экзотичных и нелогичных из них - введение потолка цен для нефти и газа, отмечает эксперт.

    При этом, по мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, российская нефть, конечно, экономически привлекательна для азиатских импортеров, учитывая дисконт к Brent, но нельзя сбрасывать со счетов возможные политические риски.

    В США уже неоднократно заявляли, что рассматривают вопрос применения вторичных санкций против третьих стран, которые будут закупать российскую нефть по цене выше установленной "Большой семеркой".

    Многое будет зависеть от уровня потолка цен G7, который пока неизвестен. Будущая стоимость российской нефти для стран, не присоединившихся к этим санкциям, неминуемо будет зависеть от этих ограничений. Это не значит, что мы будем готовы продавать нефть ниже себестоимости, но, по-видимому, о сверхприбылях отечественным компаниям придется забыть. Хотя бы на первое время.

    Величина дисконта на российскую нефть может быть в первое время после введения потолка цен и эмбарго на нефть (декабрь) чуть выше текущего, но в дальнейшем будет сокращаться, считает Скрябин.

    Переориентация потоков российских углеводородов на рынки стран АТР - это уже данность, эта тенденция давно заложена в ценах наших нефти и газа на восточных рынках, отмечает Андрианов. И мы видим, что в последнее время дисконт нашей нефти марки Urals к Brent только сокращается. В Индии он снизился с 16 долларов в мае до 6 долларов в августе. И вряд ли абсолютно оторванные от реальности решения стран "Большой семерки" могут как-то переломить эту тенденцию.

    Если мировые цены на нефть будут расти, то это позволит России давать большую скидку для покупателей в Азии

    Другое дело, что Россия может гибко подходить к вопросам ценообразования в АТР. Здесь дело не в пресловутом ценовом потолке, а в конкуренции с другими производителями. Сейчас этот регион остается наиболее привлекательным направлением поставок для производителей углеводородного сырья, и чтобы расширить на нем свою долю, они зачастую готовы идти на демпинг. Например, Ирак усиленно демпингует на индийском рынке. В свое время к аналогичным приемам прибегала и Саудовская Аравия. Наша страна также может привлекать потенциальных покупателей теми или иными скидками или другими преференциями. Это нормальная рыночная практика, не имеющая какого-либо отношения к нерыночным махинациям G7, отмечает Андрианов. По его мнению, не исключено, что пресловутый дисконт будет расти - не потому, что Россия будет по дешевке продавать свою нефть, а из-за роста котировок барреля в Европе.

    Локальный дефицит нефти там есть уже сейчас, а с февраля, когда прекратится импорт наших нефтепродуктов, Европа, сильно зависимая от поставок из нашей страны, может столкнуться еще и с реальным дефицитом моторного топлива, что приведет к резкому росту цен на нефть. Если подобное произойдет, то у России будет большее пространство для маневра при установке цен на нефть для покупателей в Азии.

    Поделиться