Россия запустит обновленную национальную систему образования

Россия в 2023 году может запустить обновленную национальную систему образования. Важно сохранить традиции отечественной школы, при этом учесть плюсы Болонской системы, отмечают эксперты.
Статус выпускников российских вузов в мире зависит прежде всего от качества образования.
Статус выпускников российских вузов в мире зависит прежде всего от качества образования. / Александр Рюмин / ТАСС

Сейчас новую систему обсуждают в министерствах и в профессиональной среде. Как сообщили "РГ" в минобрнауки, одна из задач российской системы - "сделать ее понятной для талантов других стран".

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что работа по обновлению системы займет годы. "Главное, что мы видим необходимость изменения вектора, и понимаем, как сделать так, чтобы не навредить. Мы накопили богатый опыт за более чем 20-летнюю историю становления системы высшего образования, которую сегодня имеем. Видим достоинства и недостатки. В этой части идет обсуждение", - сказал министр.

Болонская система - это соглашение министерств образования европейских государств, нацеленное на сопоставимость уровней образования, стандартов качества и квалификаций высшего образования для мобильности обучающихся и, впоследствии, свободной миграции на рынке труда единого Европейского пространства, напомнил в разговоре с "РГ" ректор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор Станислав Прокофьев.

Главный принцип - взаимное признание квалификаций - бакалавра и магистра. "Включение в 2003 году России в Болонский процесс означало, что мы в единой образовательной системе, позволяло сблизиться с мировым образовательным сообществом. Но признаемся честно, несмотря на то, что мы были участниками Болонской системы, достижения этих целей так и не произошло. Это и есть главный минус Болонской системы в России, - отметил Станислав Прокофьев. - При этом взаимное признание дипломов никогда не зависело от Болонской системы, а осуществлялось в соответствии с международными договорами, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности образования. И в этом смысле уровневое образование упрощало и упрощает эту процедуру".

При этом уровневая система "бакалавр - магистр" позволяет студентам освоить гибкие образовательные траектории, что является преимуществом. Причем после обучения в бакалавриате выпускники могли трудоустроиться, имея официально законченное, подтвержденное дипломом, образование, говорит Станислав Прокофьев.

По его словам, безусловный плюс уровневой системы образования - возможность интеграции в мировое образовательное пространство. "В Болонской системе сегодня 48 стран, практически все - из утвержденного списка недружественных. Но давайте не забывать, что в странах, не входящих в Болонскую систему, - БРИКС и СНГ, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, Ближнего Востока также функционирует двухуровневая система "бакалавриат - магистратура". И ломая существующий порядок на волне геополитических изменений, мы рискуем закрыться в суверенных образовании и науке, что приведет к исчезновению российских университетов и научных школ из мирового пространства, к отсутствию оперативного обмена открытиями, технологиями и новациями, чего сегодня нельзя допустить", - обратил внимание Станислав Прокофьев.

Болонская система образования имеет свои плюсы и минусы, но главная ее задача в том, чтобы влиться в мировое образовательное пространство, чтобы у студентов появлялись конкурентные преимущества на европейском рынке труда, отметил в разговоре с "РГ" ректор Российской международной академии туризма (РМАТ) доктор политических наук, профессор Евгений Трофимов.

Одна из задач системы образования в России - сделать ее понятной талантам других стран

"Минусы в том, что в России бакалавр до сих пор некоторыми работодателями воспринимается как недоучившийся специалист. Система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний. Часто при обучении на бакалавриате у студентов не формируется четкой картины мира и системного взгляда. Но это вовсе не означает, что нужно прекратить обучение по этим программам", - полагает Евгений Трофимов.

Надо признать, продолжает он, что переход на Болонскую систему увеличил долю практического обучения, переакцентировав внимание с традиционной триады "знания-умения-навыки" на компетенции, которые и сегодня в научной и методической литературе часто синонимируются с компетентностью. Набор же компетенций во ФГОСах разных поколений постоянно обновляется, изменяется и дополняется, что свидетельствует о нерешенности данного вопроса, говорит Евгений Трофимов.

Говоря об обновленной российской системе образования, ректор МГУ им. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров (РСР) Виктор Садовничий отметил, что целесообразно расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях. Нужно закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях и тщательно обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы "бакалавриат плюс магистратура" для отдельных областей образования и подготовки иностранных специалистов, высказывал позицию Виктор Садовничий на расширенном заседании РСР летом этого года.

Виктор Садовничий отметил, что во всех трех случаях предполагается обучение в аспирантуре.

Несмотря на унификацию систем высшего образования в мире, многие страны продолжают одновременно развивать национальные системы, повышая конкурентоспособность своих университетов.

Говоря о параметрах новой системы образования, ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев назвал необходимость сохранения двухуровневой системы при параллельном существовании специалитета; пересмотр перечня направлений подготовки и специальностей в сторону увеличения доли специалитета в части инженерного, медицинского и педагогического образования; возможность сокращения срока обучения в магистратуре до одного года (полутора лет), если обучение продолжается по профилю, начатому в бакалавриате; выделение системы подготовки научных и научно-педагогических кадров из высшего в послевузовское образование с сохранением возможности поступить в аспирантуру после специалитета и магистратуры.

Нужно дать вузам право сочетать обучение на всех уровнях образования, исходя из целесообразности, обращает ректор РМАТ Евгений Трофимов. Новая модель должна учитывать традиции обучения; сохранить альтернативное образование; развивать внутрироссийские обмены; возродить систему "госзаказа" и целевого подхода в ряде отраслей.

Мнения

Юрий Мосейкин, декан Экономического факультета РУДН:

Болонская система дала много плюсов. Они связаны с гибкостью образовательной траектории студента и индивидуализацией его интересов. Но в России мы находились в рамках очевидного антагонизма целей. С одной стороны - индивидуального подхода и учета интересов студента, с другой - финансовой стабильности вуза. И чаще всего экономика оказывалась в приоритете. Отсюда и требования к численности в группе, и закрытие перспективных, но малочисленных программ и т.д.

Говоря о новой системе, следует отметить, что высшая школа не должна нуждаться в финансовых ресурсах. Говоря о востребованности наших выпускников, уместно вспомнить русскую поговорку: "Встречают по одежке, а провожают по уму".

Родион Бельков, кинорежиссер, продюсер:

- Педагоги ВГИКа - сценарист, комедиограф Аркадий Инин и кинодраматург Александр Бородянский повторяли, что сценаристов нельзя учить на бакалавриате. За четыре года сценаристы успевают только разогреться, из-за этого и фильмов хороших мало. И вот Болонская система ставится под сомнение. Не победа ли это?

Советская система нарабатывалась десятилетиями, доказала жизнеспособность. Новомодный Ли Страсберг, актерскими курсами по системе которого завалена вся Москва, вышел из системы Станиславского, он ученик Ричарда Болеславского (сооснователя вместе с К.С. Станиславским Первой студии МХАТ), который уехал в Голливуд и учил там по системе Станиславского.

Александр Неверов, директор Института психолого-экономических исследований, доктор экономических наук:

- Сейчас ведущие страны мира ищут оптимальные собственные образовательные системы. И ни одна пока не нашла. В предыдущие поколения такими примерами были модель исследовательского университета, рожденная в Германии под задачи ее объединения в XIX в., модель бизнес-образования и инновационного университета в США. Из основных потенциально способных стать глобально успешными системами, внедряемых сейчас, можно назвать STEM-образование.

Проблема не в отказе от Болонской системы в России, а в том, что обучение было скорее имитацией "Болонского процесса". И особенно это показательно для отечественных вузов естественно-научного профиля, которые не обладают полноценными лабораториями, библиотеками, доступом к последним научным работам и монографиям.

Андрей Кузнецов, руководитель центра управления образовательными системами Института управления образованием РАО:

- При переходе на бакалавриат большинство вузов просто вычеркнули из своих учебных планов пятый курс. Крайне мало вузов, потрудившихся учесть, что магистерская программа должна иметь научную или управленческую ориентацию. А именно в этом ее смысл. В результате магистратура стала чем-то средним между улучшенным вариантом профпереподготовки и "перезрелым" специалитетом, попыткой "компенсировать" несовершенства неумело введенного бакалавриата.

Несмотря на унификацию систем высшего образования в мире, страны развивают национальные системы, повышая конкурентоспособность своих вузов

По стратегически значимым направлениям подготовки, таким как строительство, медицина, образование, наукоемкие технологии, должен быть специалитет; но массовое высшее образование вполне может предлагаться в формате бакалавриата. А для подготовки руководящих кадров пусть будет магистратура.

Елена Шамаева, журналист:

- Мы не смогли интегрировать Болонскую систему в России, потому что не учли наш менталитет, культуру.

Новая система в первую очередь должна будет иметь преимущество преемственности, потому что все ступени образования у нас сейчас разрозненны. И если мы их сможем соединить, и ребенок с детского сада до вуза будет проходить определенные этапы и формировать то, что необходимо рынку, и выходить востребованным специалистом, то это будет идеальная история.

Официально

Как сообщили "РГ" в минобрнауки, изменения, связанные с переходом на собственную национальную систему, реализуются в плотном взаимодействии с экспертным сообществом из числа органов власти, высшей школы, науки, экономического сектора и общественных организаций. В начале июня этого года прошло расширенное заседание Совета Российского союза ректоров, на котором обозначили предполагаемые параметры новой системы, а также плюсы и минусы Болонской системы.

Один из приоритетов России при формировании своей собственной национальной системы образования - сделать ее понятной для талантов других стран. Россия открыта к сотрудничеству с дружественными странами в сфере образования и планирует дальше быть включенной в глобальную систему знаний, уточнили в Минобрнауки России.

Сейчас основной поток студенческой мобильности идет по межвузовским программам академической мобильности, которые реализуются на основе соответствующих соглашений между вузами России и дружественных стран.

Вместе с тем продолжается работа над гармонизацией и сохранением взаимного признания систем образовательных квалификаций РФ и стран Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской ассоциации сотрудничества и т.д., сообщили в министерстве.