Минфин оценил возможность передачи регионам новых источников доходов

Минфин оценил возможность передачи регионам новых источников доходов (НДС, а также федеральную компоненту налога на прибыль) - эта тема регулярно всплывает в информационном поле во время кризисных явлений в экономике. Пока ведомство придерживается традиционной для себя точки зрения: лучше сохранять принцип централизации, то есть аккумулировать налоговые доходы в федеральном бюджете, а потом распределять их в виде дотаций и трансфертов.

"Мы действительно подошли к такому периоду, что дополнительные доходные источники, которые просят передать регионам, ограничены, потому что в России очень сильная дифференциация налогового потенциала субъектов за счет сырьевого сегмента, неравномерного распределения трудовых ресурсов, промышленного производства, промышленного потенциала", - рассказал ранее первый замминистра финансов Леонид Горнин в интервью РБК. По его мнению, и передача налога на прибыль, и передача НДС на уровень региональных бюджетов только усилит дифференциацию, поскольку основные деньги уйдут и так в наиболее обеспеченные регионы.

Де-факто передача регионам новых налоговых источников доходов лишь сделает богатые регионы еще богаче, но ничего не добавит оставшимся

Пока, как следует из заявлений Горнина, в минфине считают, что более перспективно настраивать распределение по уже переданным в федеральный бюджет источникам горизонтально - между регионами, то есть через дотации и трансферты. Объем последних вырос с 2019 года на 1 трлн рублей.

Мнения

Константин Толкачев, председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан:

- Я считаю, что чрезмерная централизация доходов в федеральном бюджете не способствует экономическому развитию субъектов. Да, политика выравнивания необходима для социального обеспечения граждан. Ведь жителю любого региона должны быть доступны образование и медицина. Но когда львиная доля доходов уходит в центр, то регионы лишаются стимулов. Зачем делать больше, если это не скажется на бюджете? Мы выходили в Госдуму с предложениями о перераспределении налоговых доходов. Думаю, перенастройка необходима.

Роман Старовойт, губернатор Курской области:

- Доходная часть бюджета Курской области за последние три года увеличилась больше чем в два раза и впервые за всю историю региона превышает сто миллиардов рублей. Произошло это именно за счет налога на прибыль, который мы, как и все субъекты, получаем централизованно. Курская область - дотационный регион. Поэтому для нас важное значение имеет помощь из федерального бюджета при передаче дополнительных налогов. Главное - сохранить баланс между дополнительной суммой налогов и суммой дотации, иными словами, не потерять доходы в любом их виде.

Виктор Реутов, директор Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского:

- Сейчас целесообразнее сохранить централизацию налоговых поступлений. В противном случае усилится разрыв между уровнем развития отдельных регионов. Сегодня государство сглаживает диспропорцию за счет централизации налогов. Хотим мы того или нет, но к концу года будет наблюдаться экономический спад. Каким он будет, большим или нет, мы не знаем, но именно сейчас менять систему сбора налогов, на мой взгляд, преждевременно. Нужно сохранить сложившуюся структуру. Особенно это касается Крыма. Этот регион пытается нарастить собственные налоговые поступления, но пока еще большая часть его бюджета формируется за счет федерального центра.

В Крыму не работают крупные российские агрохолдинги, девелоперы, другие федеральные бизнес-структуры, которые могли бы изменить картину налоговых поступлений на полуострове. Раньше это объяснялось желанием избежать санкций, теперь санкционный режим коснулся буквально всех, но в Крым крупный бизнес по-прежнему не идет.

Сейчас целесообразнее сохранить централизацию налоговых поступлений. В противном случае усилится разрыв между уровнем развития отдельных регионов

Вячеслав Григорьев, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края:

- Перераспределение доходов от федеральных налогов в пользу регионов было бы отличным решением минфина, но мы объективно понимаем, что это практически невозможно. Среди дополнительных источников доходов регионального бюджета могли бы быть федеральная часть налога на прибыль организаций (из 20 процентов в федеральный бюджет идут три процента и в региональные бюджеты - 17) и НДС. Пермский край, конечно, был бы в выигрыше. Но мы отдаем себе отчет, что 60 процентов налога на прибыль в стране приносят десять субъектов РФ, и встает вопрос: а что делать остальным?

Даниил Вышегородский, заведующий кафедрой Уральского института управления - филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук:

- Налог на прибыль и так почти весь остается на местах, то есть перераспределение окажет лишь небольшое влияние на доходы регионов. НДС собирают по факту торговых сделок, объемы которых на разных территориях страны очень различны. Как правило, самые большие объемы торговых операций фиксируют в ограниченном количестве крупных городов, поэтому остальные территории ничего не получат от перераспределения НДС. Также одним из важных источников налоговых доходов нашей страны служит налог на добычу полезных ископаемых, а точнее от добычи углеводородного сырья, полностью уходящий в федеральных бюджет, а не в региональные. Его перераспределение привело бы к слишком заметной дифференциации доходов регионов, в пользу тех из них, где сконцентрирована добыча нефти и газа. Поэтому для укрепления доходов региональных бюджетов важно увеличение эффективности экономической деятельности на этих территориях, что должно привести к росту прибыли и зарплаты, которые как раз служат основными источниками для налога на прибыль и НДФЛ, практически полностью уходящими в бюджеты регионов.

Подготовили Анна Скрипка, Сергей Винник, Айгуль Камаева, Сергей Панасенко, Александр Шестаков