Принятые 8 сентября они стали ответом на инициативу президента Латвии Эгилса Левитса, это он внес в парламент в минувший понедельник поправки в закон. Настаивая, что "отказ от какой-либо связи с Московским патриархом" важен для православных верующих в Латвии и национальной безопасности". "Не удивлен, хотя безумие антиконституционного вторжения государственной светской власти в сферу исключительной компетенции Церкви - налицо, - прокомментировал ситуацию РИА Новости советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов. В Отделе же внешних церковных связей Московского патриархата подчеркнули, что с точки зрения норм церковного права, светские власти не могут определять канонический статус православной церкви в том или ином государстве.
Тем более что Латвийская православная церковь еще в 1992 году получила от Русской православной церкви статус самоуправляемой. В заявлении, опубликованном на сайте президента Латвии, инициаторы поправок попытались объяснить, что самостоятельный и независимый (автокефальный) статус Латвийской православной церкви - "это статус, который исторически де-факто был установлен для нашей православной церкви томосом от 6 (19) июля 1921 года, выданным Патриархом Московским и всея Руси Тихоном архиепископу Янису Поммерсу и постановлением Кабинета министров от 8 октября 1926 года о статусе православной церкви".
Протоиерей Николай Балашов, комментируя это, особо подчеркнул, что президент сослался на ложную интерпретацию исторических данных. В законе, принятом латвийским сеймом в 1926 году, проект которого был подготовлен самим архиепископом Иоанном, речь шла о "правах самоуправления и самоопределения", "но это не был статус автокефалии, как ошибочно полагает господин Левитс", уточнил протоиерей Николай Балашов. Сама Латвийская православная церковь отозвалась на происшедшее обращением, опубликованным на официальном сайте.
В нем подчеркивается, что решения носят юридический характер и касаются юридического статуса церкви, но не меняют православную веру, догматы и т.д.. В обращении содержится призыв сохранять спокойствие, исполнять законы страны и поддерживать церковное единство. Многие в Русской православной церкви восприняли эту позицию как "соглашательскую". У кого-то вызвало надежду отсутствие заявления ЛПЦ: мы провозглашаем автокефалию. Сейчас будет важна реакция на все происшедшее Синода Русской православной церкви.