И в этой громкой суете вдруг пропадают подлинные новости культуры, настоящие, важные... Вы, например, знаете, что на прошедшей неделе прошел онлайн-фестиваль "Мир русского театра"? Вы, дорогие читатели "Российской газеты" вообще слышали про этот фестиваль? А что, разве интернет и соцсети не кишат заметками о нем, сообщениями? Нет? Как же так! Ведь для сегодняшнего дня событие важнейшее.
Есть у нас такое издание - журнал "Театрал". На мой вкус, лучший на сегодняшний день журнал о театре. И вот с 2017 года он проводит фестиваль "Мир русского театра". Что это такое?
Объясняю. В мире очень много театров, которые играют на русском языке. Думаю, есть они практически в каждом государстве Европы, есть и в Америке, и где только нет. Понимаете, да? Во Франции или Финляндии, в Венгрии или Канаде, в Израиле или США собираются русские актеры и играют на русском языке.
Как правило, русскую классику. Но не только. На фестивале "Мир русского театра" в Берлине мне посчастливилось познакомиться с Олегом Родовильским - основателем и руководителем израильского театра Zero, и через пару лет он поставил мою пьесу "Пастух" о Ленине. Российские театры не решались ставить, а Олег - пожалуйста.
Фестиваль "Мир русского театра" - это как раз в первую очередь общение. Русским театральным деятелям, работающим в эмиграции, не просто тяжело, им одиноко. Им катастрофически не хватает профессионального общения. Да просто того "закулисного трепа", без которого театральная жизнь немыслима.
И вот Валерий Яков - руководитель журнала "Театрал" - придумал такой фестиваль. Он проходил в разных зарубежных городах, туда привозили русскоязычные театры свои спектакли, обсуждали, общались - и все было хорошо. Очередной фестиваль должен был случиться в Париже, вовсю шла подготовка к нему, но... Ударила пандемия. На два года фестиваль замер. А потом наступили нынешние времена.
И тогда Яков решил провести фестиваль онлайн.
Мы трудно привыкаем к тому, что онлайн постепенно становится нормой жизни. Но привыкнуть придется - как к очевидному факту. Понятно, что в нынешней ситуации по-другому просто бы не получилось. А тут все желающие могут посмотреть спектакли, потом обсудить их, просто пообщаться... Ну да, онлайн. И что?
Я, как член экспертного совета фестиваля, смотрю спектакли. И вижу, например, что в Париже маленькие дети на русском языке играют "Трусохвостика" Сергея Михалкова. Называется студия "Апрелик". Понимаете, да? Одни маленькие дети играют, а другие смотрят. На русском языке. Сергея Михалкова. Сейчас. В Париже.
Вам надо что-то еще говорить про пропаганду русской культуры?
"Русский театр" из Венгрии показывает "Доктор Чехов". Талантливо, без лишних истерик разыгрываются чеховские рассказы. Непременные титры на венгерском языке. Поскольку сделано все интересно, венгерская публика идет на Чехова.
В Швейцарии играют "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки на русском языке. Мощно, страстно, интересно. А в Израиле "ТЮЗ Шауля Тиктинера" представляет рок-оперу Dogs. Понятно, что любой спектакль о собаках - это постановка о людях. Метафора. Символ. На русском языке. В Израиле.
Русские театры за рубежом ставят хорошие спектакли. Без скидок на отсутствие денег, на некоторое, скажем так, "островное существование". Люди занимаются искусством. Каждый в меру своего таланта, но всегда честно.
Все получается? Не все получается, разумеется. Но каждый день фестиваля - обсуждения. И практически каждый руководитель театра говорит, как не хватает ему таких профессиональных разговоров. Да просто такой атмосферы.
Играть сегодня за границей спектакли на русском языке - это подвиг? Не знаю. Судите сами. Но то, что Валерий Яков, решившийся провести сегодня такой фестиваль, совершил очень мощный поступок, для меня безусловно. Можно бесконечно и страстно кричать: "Мы не дадим уничтожить русское искусство!" А можно, как говаривал классик, "дело делать". Чем Яков и занимается.
Теперь давайте поймем, о чем мы, собственно говоря, ведем речь. В чем суть истории? Существуют русские театры за границей, некоторые из которых насчитывают не один десяток лет своей истории. Их задача - нести русскую культуру и русский язык. Они это делают страстно и талантливо. Формально они ни с кем не борются, но, по сути, защищают и русскую культуру, и русский язык. Думаю, не надо много рассуждать о том, насколько это важно сегодня.
Так отчего же практически все эти театры существуют вот именно как на острове? Почему до них никому из власть предержащих дела нет? Почему они все ищут спонсоров и с большим трудом находят, а не выстраивается толпа жаждущих помочь пропаганде русской культуры за рубежом?
Большинство театров, повторяю, прошли проверку временем, как же им не помочь именно сегодня, когда их деятельность приобретает совсем иной смысл и суть? Где конкретная помощь Министерства культуры, МИДа, СТД? Может, настало время заметить русские театры за рубежом?
Фестиваль "Мир русского театра" вопиет еще и об этом. Кто услышит?