В минувшие выходные дни биометрический формат оплаты проезда, или Face Pay, запустили на всех станциях МЦК. В ближайшее время начнется тестирование "оплаты лицом" на "Аэроэкспрессе". Подробности рассказал журналистами журналистам заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта и дорожной инфраструктуры Максим Ликсутов.
За бесконтактной оплатой, считает заместитель мэра, будущее, и не только связанное с транспортом. Как отметил Ликсутов, такой вид оплаты набирает популярность в торговле и других сферах жизни. "С запуском в прошлом году биометрической оплаты проезда на всех станциях метро мы зафиксировали увеличение числа пассажиров, пользующихся этой услугой: сейчас их более 190 тысяч. И с распространением этого бесконтактного вида оплаты число пользователей будет только расти, - рассказал заммэра. - В минувшие выходные запустили этот вид оплаты проезда на Московском центральном кольце. Нас давно пассажиры просили добавить возможность привязки льготных проездных билетов к Face Pay. Поэтому до конца года сервис в тестовом режиме заработает для студентов с социальными картами и нескольких категорий граждан с бесплатным проездом".
Он отметил, что осенью начнут пилотный проект оплаты "лицом" на "Аэроэкспрессе", а в 2023 году там планируют запустить полноценную услугу. Также в будущем году заработает в тестовом режиме оплата "лицом" на Московских центральных диаметрах и на речном транспорте. Ликсутов не исключает, что подобный вид оплаты проезда будет доступен в недалеком будущем и в наземном транспорте. Основная сложность не в технической реализации, а в юридических вопросах.
С ростом популярности в российской столице такой бесконтактной оплаты дептранс решил заменить английское название на русское. Придумать название попросят пассажиров, для этого в ближайшее время будут объявлены условия конкурса. Победителя ждет трехлетний бесплатный проезд на тех видах общественного городского транспорта, где можно использовать новую систему оплаты.
То есть победителя будут выбирать из тех, у кого есть привязка "лица" и банковского кошелька. Такой конкурс отчасти также будет способствовать росту числа новых пользователей Face Pay. Однако полностью переходить только на такой вид оплаты не будут, заверяет Ликсутов.
Так, одновременно идет модернизация и обновление программного обеспечения турникетов, позволяющая расплатиться за проезд банковской картой. И, как ожидается, в ноябре этого года все 3650 турникетов столичной подземки будут принимать банковские карты. Причем оплата проезда будет проходить в два раза быстрее, что позволит сократить в часы пик очередь на проход в метро. Еще одна техническая новинка - внедрение системы быстрых платежей в метро с помощью QR-кодов. Сейчас российская технология в пилотном режиме работает в 80 кассах открытых станций БКЛ и в приложении "Парковки России". С октября система будет тестироваться на турникетах метро.
А вот долгожданный запуск электросудов "Синичка", где также может в будущем появиться бесконтактный способ оплаты проезда, в этом году возможен лишь в тестовом режиме, возить пассажиров регулярно они будут уже в новом навигационном сезоне. Первые рейсы будут курсировать между парком "Фили" и Киевским вокзалом. Сейчас в столице четыре судна проходят финальную отделку, еще четыре продолжают собирать на предприятии в Санкт-Петербурге. Ликсутов отметил, что основные элементы судов - отечественного производства, а задержка связана с переходом на российские детали. Ожидается, после запуска электрические суда станут самым современным городским транспортом в мире. А внутренняя система управления позволит в будущем "Синички" сделать беспилотным. Готовится и инфраструктура для будущих регулярных рейсов. Четыре причала уже обустраивают на воде. Как ожидается, суда будут курсировать с минимальными интервалами в час пик, что позволит улучшить транспортное сообщение районов, разделенных рекой со станциями метро и МЦК.
Ликсутов отметил, что еще одой приятной новостью для многих может стать начало работы по разработке самого сложного Московского центрального диаметра - МЦД-5. Инфраструктура давно готова, а основная сложность заключается в том, что для соединения железнодорожных веток необходимо под землей проложить тоннель длиной в 13 км. При этом на участке проходит много коммуникаций, подземных рек, а на поверхности плотная застройка. "В настоящее время специалисты РЖД проводят изыскания, через полгода можно будет говорить предметнее", - добавил он. Если оптимальное решение будет найдено и начнется строительство диаметра, он соединит Ярославское и Павелецкое направления и, по расчетам специалистов, будет перевозить более 600 тысяч человек в день. Для сравнения: сейчас первые два диаметра в сутки перевозят около 570 тысяч пассажиров. Запуск МЦД-5 поможет минимум на 9% разгрузить станции метро Кольцевой линии, а забитую станцию "Комсомольская" освободить более чем на 25%.
Все эти новинки должны сделать перемещение по городу на общественном транспорте еще более комфортным для жителей, и, как следствие, привести к сокращению на дорогах автомобильных пробок и числа аварий. Ведь, как логично рассуждают в департаменте, с расширением удобства оплаты, видов транспорта, маршрутов сети и прочего многие автомобилисты предпочтут быстрый и удобный общественный транспорт поездке на автомобиле.