Это означает, что производственники лично участвуют в обучении студентов, а те, в свою очередь, трудоустраиваются в конкретную компанию. Так, например, в профильных уральских вузах и институтах работают как минимум три базовые кафедры.
Одна из кафедр Уральского государственного горного университета создана в Краснотурьинске при поддержке крупного производителя алюминия. Там готовят специалистов горного дела. А комбинат в Асбесте помогает выпускать кадры для обогатительной фабрики. Студенты уже являются сотрудниками местных предприятий "Ураласбеста" и РУСАЛа.
"У нас также есть базовая кафедра с зарубежным индустриальным партнером - в Киргизии, а осенью мы собираемся запустить новую кафедру для маркшейдеров и геологов при предприятии Свердловской области", - рассказывают в вузе.
По запросу компаний ТЭК в Нефтеюганске открыли кафедру инженерных технологий в нефтегазовом комплексе. Она входит в состав базовых кафедр Института нефти и газа Югорского госуниверситета. Ежегодно на нее поступают от 500 студентов, которые изучают нефтегазовое дело, электроэнергетику и электротехнику, востребованные в промышленности Югры.
Сотрудники предприятия "РГ-Юганскнефтегаз", которые обучают студентов кафедры ЮГУ на площадке Нефтеюганского корпоративного института, уверены: создание и восстановление вузами центров инноваций в регионах - тренд российского образования.
В Омске эффективно работает кафедра, созданная политехниками с Омским нефтезаводом. "Подготовлено около сотни выпускников с нулевым адаптационным периодом. Идет целевое обучение специалистов и для других структур "Газпром нефти", - рассказал "РГ" завкафедрой "Химия и химическая технология" профессор ОмГТУ Александр Мышлявцев. Сотрудничать с заводом университету выгодно. Предприятие участвует в составлении образовательной программы. Помогает комплектовать новейшим оборудованием учебно-научные лаборатории. Наряду с вузовскими педагогами к ведению профильных дисциплин привлекает ведущих специалистов-практиков. Сейчас, в связи с новыми производственными трендами, акцент сделан на внедрение цифровых, нейросетевых технологий, искусственного интеллекта. Предприятие сотрудничает не только с техническим университетом, но и с еще двенадцатью учебными заведениями Омска - техникумами, колледжами, школами, где также открывает специализированные классы и лаборатории. "Благодаря масштабной модернизации завода мы располагаем набором самых современных производственных процессов. Для работы на предприятии такого уровня нужны профессионалы высокой квалификации. Поэтому уделяем особое внимание профориентации и подготовке специалистов", - поясняет генеральный директор ОНПЗ Олег Белявский.
В вузах Санкт-Петербурга тоже актуальны совместные с предприятиями кафедры, целевой набор. К ним добавляются участие в НИОКРах, инженерных школах. Во многих случаях предприятий-партнеров по конкретным направлениям несколько. Так, в Государственном университете аэрокосмического приборостроения создана Инженерная школа, подразумевающая взаимодействие образования, науки и производства. В Инженерную школу входит 11 лабораторий наукоемких отраслей, специализирующихся на робототехнике, искусственном интеллекте, беспилотниках, кибербезопасности. При этом у каждой из лабораторий сразу несколько технологических партнеров.
Одна из главных тем для ГУАПа - космическая. Этим летом вуз получил лицензию на осуществление космической деятельности. Один из его проектов касается разработки сетей космического назначения. Например, малый космический аппарат "Норби", доставленный на орбиту, был разработан и собран в Новосибирском госуниверситете, но его полезная нагрузка была разработана в стенах ГУАПа в сотрудничестве с партнерами из компании "Информационные спутниковые системы" им. академика Решетнева.