Но разговор о новом сезоне начали с воспоминаний, показав двадцатиминутную короткометражку собственного кинопроизводства о премьерах, юбилеях и иных событиях прошлого сезона, что уже стало историей. Получилось и весело, и грустно. А если в цифрах, то за прошлый сезон театр дал 685 представлений, и их посмотрело почти полмиллиона зрителей.
Парад премьер нового сезона первой откроет балетная труппа: 30 ноября на Исторической сцене появится возобновленная "Шопениана" Михаила Фокина, над которой работают балетмейстеры Наталья Большакова и Вадим Гуляев. В пару к ней добавят "Большое классическое Па" из балета "Пахита" Людвига Минкуса в редакции Юрия Бурлаки (премьера состоялась в Большом театре в 2008-м). И еще одна балетная премьера сезона - двухактный балет "Пиковая дама" на музыку Чайковского и Красавина в постановке Юрия Посохова. За последние сезоны хореограф подарил Большому несколько знаковых мировых премьер на музыку Ильи Демуцкого: "Герой нашего времени" (2015), "Нуреев" (2017), "Чайка" (2021) и все они остаются в афише Новой сцены театра. А первое появление "Пиковой дамы" ожидается на Исторической сцене 20 апреля 2023 года.
Первой оперной премьерой сезона 22 декабря 2022 года должен стать "Демон" Антона Рубинштейна. Дирижер - экс-руководитель Пермской оперы Артем Абашев, режиссер - Владиславс Наставшевс, уже сделавший прежде две постановки на Камерной сцене ("Искатели жемчуга" и "Маддалена"/ "Испанский час"). "Демон" станет его дебютом на Новой сцене.
А вот запланированная также на Новой сцене премьера двух одноактных сочинений - "Франческа да Римини" Сергея Рахманинова и никогда не ставившаяся в России "Флорентийская трагедия" Александра фон Цемлинского, в этом сезоне, к сожалению, не состоится. Ее заменит опера Гектора Берлиоза "Беатриче и Бенедикт". Надо заметить, что в репертуаре Большого очень немного французской оперной музыки, и это интересный выбор для постановки. Руководство театра рассчитывает окончательно определиться с постановочной командой еще до конца сентября. При этом 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова, конечно, забыто не будет, а просто трансформируется в цикл концертных вечеров. И, надо думать, сам композитор вряд ли был бы против такого решения.
При этом главной оперной премьерой, бесспорно, следует считать, "Трубадура" Верди на Исторической сцене 29 марта 2023 года. Режиссером-постановщиком будет Роман Феодори, под занавес прошлого сезона дебютировавший в Большом, спектаклем "Линда ди Шамуни" на Камерной сцене. А вот имя дирижера-постановщика пока держится в тайне.
Кстати, запланированная масштабная реконструкция Камерной сцены пока откладывается. Проект уже готов и одобрен, но сегодня он уже потребует иных финансовых вложений и логистических расчетов. На это нужно дополнительное время. И у артистов появилась возможность сыграть, как минимум, одну премьеру в этом сезоне на Камерной сцене. Это будет опера Верстовского "Аскольдова могила". Постановку осуществят режиссер Мария Фомичева и дирижер Иван Великанов. Премьера запланирована на 2 марта 2023 года.
Отправятся артисты Большого театра и на гастроли. И не только по России. Попечители театра, которые по традиции в начале сезона на сборе труппы награждают и артистов, и сотрудников щедрыми денежными премиями, пообещали определить новые маршруты и найти страны, где ценят русское искусство без оглядки на геополитическую турбулентность.
Нельзя не заметить, что в Большом театре с особой благодарностью к зарубежным коллегам говорят о том, что почти никто не разрывает человеческих связей и не дезавуирует творческих планов. А просто просят немного подождать. Так же, как и дождаться того момента, когда Большой театр сможет назвать имя своего главного дирижера.
А 247-й сезон Большого театра откроется уже 13 сентября "Пиковой дамой" в постановке Римаса Туминаса (в главных партиях - Юсиф Эйвазов и Анна Шаповалова, за дирижерским пультом Константин Чудовский). А балет стартует 20 сентября "Лебединым озером".