Напомним, согласно этому плану, в инфраструктуру самой северной морской транспортной артерии в ближайшие 13 лет предполагается вложить около 1,8 триллиона рублей. Итогом этих вложений должен стать взрывной рост грузопотока: в 2024 году - 80 миллионов тонн, в 2030 году -150, а к 2035 году - 220 миллионов тонн.
Чтобы озвученные планы стали реальностью, необходимо построить 75-80 различных судов ледового класса, сообщил в ходе своего выступления на Восточном экономическом форуме генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев. Напомним, что именно "Росатом" является оператором СМП. Начало уже положено - в частности, два арктических газовоза для проекта "Арктик СПГ - 2" будут готовы к сдаче в ближайшее время, отметил замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов.
Помимо строительства флота необходимо уже сейчас укреплять транспортную инфраструктуру Севморпути не только на западе, но и на востоке. Скорость движения транспортных судов предполагается довести до 10 узлов, за сутки они должны преодолевать около 456 километров.
Мнение экспертов-скептиков, что в этом году интерес грузоперевозчиков к Северному морскому пути снизился, не подтверждается. Об этом наглядно свидетельствует статистика. За весь 2021 год по арктическим морям было доставлено 34,85 миллиона тонн грузов - на 5,7 процента больше, чем в 2020-м. В начале августа заместитель председателя правительства РФ Александр Новак сообщил, что грузопоток по Севморпути по состоянию на июль превышает план на пять процентов, и это не разовое явление. Помесячный рост перевозок по СМП в 2022 году составляет 5-5,5 процента. По словам Алексея Лихачева, существует вероятность, что по итогам года общий объем превысит 36 миллионов тонн.
- Я убежден, что принятый план - абсолютно правильное и выверенное решение, поскольку без продуманной стратегии системное развитие арктических территорий невозможно, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Алексей Фадеев. - А Северный морской путь является стержнем развития всего транспорта и логистики в Арктике. И необходимо понимать еще один принцип: СМП не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Логистика и транспорт в Арктике - это сервис по транспортировке углеводородов, биоресурсов, продукции минерально-сырьевого комплекса и любых других грузов и товаров.
Безусловно, сложная экономическая ситуация, в которой находится Россия, потребует очень напряженной работы по освоению высоких широт, отмечает эксперт. Вряд ли стоит в ближайшее время ждать значительного роста транзитного грузопотока по СМП, хотя такой потенциал, безусловно, существует. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Северный морской путь будет решать внутриэкономические задачи России. Речь идет прежде всего о вывозе добытых природных ресурсов и перемещении их к рынкам сбыта. Ряд добычных нефтегазовых проектов, которые являются ключевыми для формирования грузовой базы СМП, может сдвинуться по срокам "вправо" из-за прекращения поставок импортного оборудования.
Запасы полезных ископаемых, которые будут перевозиться по СМП, предстоит уточнять. Согласно поручению, которое получили от кабмина Роснедра и Минприроды РФ, должен быть подготовлен прогноз добычи полезных ископаемых и проведены геолого-разведочные работы (ГРР) на территории Арктической зоны. Первые результаты этого прогноза должны быть представлены в ноябре.
Однако есть и такие проекты, влияющие на загрузку Северного морского пути, воплощение которых в жизнь западные санкции только ускорили. Примером могут служить новые стандарты для российской нефтегазодобывающей промышленности, разработкой которых занимается Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), к которому присоединились уже восемь российских энергетических компаний и семь зарубежных - из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Анголы, Арабских Эмиратов, Алжира. Это означает, что данные страны признают промышленные стандарты, разработанные ИНТИ. Существующая экономическая ситуация заставляет заниматься этим вопросом более интенсивно. Например, многие стандарты, разработку которых планировалось закончить к 2025 году, будут завершены гораздо раньше.
- Это прямой инструмент импортозамещения, - подчеркивает Алексей Фадеев. - Сегодня многие российские предприятия потеряли возможность работать на внешних рынках. Они уже не могут получать иностранные сертификаты на свою продукцию, а это необходимое условие для их работы. Чем быстрее российские предприятия перейдут на новые стандарты, тем скорее у них появятся возможности возобновить работу, создавать новые экономические связи.
Тем не менее на транзите крест никто не ставит. Эксперты не исключают, что к 2030 году его объемы, проходящие по Северному морскому пути, могут вырасти до 20-30 миллионов тонн. Предполагается, что большая часть транзита будет представлять собой контейнерные перевозки. Это означает, что на трассе СМП необходимо строить транспортно-логистические узлы, которые позволят компаниям-перевозчикам менять суда и перегружать контейнеры. И, разумеется, понадобятся контейнеровозы ледового класса Arc6 и Arc7, которые еще предстоит создать.