12.09.2022 20:19
Поделиться

Смена монарха в Великобритании дала новую силу обсуждению вопроса о компенсациях Лондона за колониальное прошлое страны

Новый король Карл III должен задуматься над различными формами компенсации за колониальное прошлое Британии. Такую идею озвучила главный международный корреспондент американского телеканала CNN Кристиан Аманпур, которая ведет репортажи из Лондона о новом британском монархе. Глядя на толпы на улицах, журналист обратила внимание на то, как меняется демографический облик Соединенного Королевства и как это влияет на ожидания от нового монарха.
Разграбление колоний и жестокость в отношении их коренных народов спустя столетия аукнулись Британии.
Разграбление колоний и жестокость в отношении их коренных народов спустя столетия аукнулись Британии. / Getty Images

Разбирая первое выступление Карла III, она указала на его слова о том, как за 70-летний период правления его матери Елизаветы II в королевстве "произошел расцвет культур и верований". Аманпур выразилась в том духе, что процесс еще идет, поэтому расслабляться свежеиспеченному королю рано, "особенно с учетом расцвета активизма за расовую справедливость под лозунгами Black Lives Matter (BLM)". Протесты на этой почве из США перекинулись на Британию, Францию и другие страны, ранее имевшие колонии. Журналист напомнила, что у Соединенного Королевства особенно противоречивое имперское прошлое: "Люди были обслугой этой империи. Ее финансовое состояние было взвалено на плечи этих людей, извлекалось из них".

Прогрессивная публика ждет от Карла III адаптации монархии к новым запросам общества, включая расовые проблемы

Она указала на то, что за последние десятилетия на Альбионе выросло новое поколение британцев, представляющих разные культуры, которые "хотят от монарха ответов на давние вопросы", включая, "возможно, репарации или справедливость".

Прогрессивная публика на Альбионе со смертью Елизаветы II поднимает вопросы о том, не устарела ли монархия и способна ли она адаптироваться под сегодняшние запросы общества. И расовая тема - один из острых запросов последних лет для Британии, в том числе лично к институту монархии.

Так, после всех протестов BLM в прошлом году масла в огонь добавили откровения принца Гарри и его супруги Меган Маркл, намекнувшие на расовые предрассудки в королевской семье. В Букингемском дворце были вынуждены оправдываться, убеждая, что королева Елизавета II поддерживает BLM. Но извинения не помогли. Представитель местного движения BLM тогда заявил: "Дела говорят громче, чем слова. Королева сидит на троне, сделанном из колониальных трофеев. Пока она не вернет награбленные бриллианты и золото из стран Содружества наций (объединение из 56 государств, в основном бывших колоний Британии) и не выплатит репарации, это все не более чем теплые слова".

Сами бывшие колонии Британии уже давно ищут пути взыскать компенсации с Лондона. Они, вероятно, увидят в смене монарха новый шанс и попробуют Карла III на прочность в этом смысле. Агентство Reuters пишет, что особенно сильны такие настроения среди политиков и активистов в бывших колониях британской короны в Карибском бассейне.

Причем речь не только о репарациях. Отдельные члены Содружества наций требуют больше не признавать формального владычества британской короны. Ведь сейчас Карла III признают монархом 14 стран, включая, например, Австралию и Канаду. За последние месяцы акции протеста против владычества короны прошли в Белизе, а Барбадос уже перестал признавать британского монарха своим главой государства. Власти Багамских Островов и Ямайки требовали от Лондона компенсаций за работорговлю.

Аналогичные претензии звучали и из стран Африки. Ранее группа этнических общин из Кении подала иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против Британии, требуя выплатить 168 миллиардов фунтов стерлингов компенсаций за колониальный ущерб. По данным британской газеты The Times, среди обвинений - кража земли, выселение коренных жителей, их пытки.

Тема репараций для политиков внутри самой Британии пока не является мейнстримом. Тем более сейчас, в разгар экономического и энергетического кризисов. В Лондоне не спешат создавать прецедент с расплатой за колониальное прошлое, а чтобы не злить набирающих влияние активистов BLM, пока играют с ними в демонстративное покаяние. Но, как показала практика последних лет, активисты будут стремиться и далее развивать свои успехи. От того, насколько умело Карл III сумеет лавировать между всеми этими интересами, возможно, будет зависеть ответ на вопрос о том, не станет ли он последним королем Британии.