13.09.2022 09:57
Поделиться

Китай планирует увеличить товарооборот с Россией

Китай с 2010 года был одним из крупнейших партнеров России, товарооборот между двумя странами в 2021-м составил более 140 миллиардов долларов, а экспорт из Китая в нашу страну - около 68 миллиардов. В основном из Поднебесной к нам шли механизмы, компьютерное оборудование, электроника и транспортные средства. Объем импорта в группе "Машины и оборудование" в денежном выражении по итогам 2021 года составил 35,7 миллиарда долларов - это почти на 40 процентов больше, чем в 2020-м.

Рост экспорта оборудования из Китая отмечался и в первые месяцы 2022 года, его объем составил примерно 16,4 миллиарда долларов (на 29,5 процента больше, чем за аналогичный период 2022-го). Страны планировали наращивать поставки и в дальнейшем - как ожидалось, к 2024 году - общий объем торговли должен был достичь 200 миллиардов долларов.

Однако после осложнения геополитической ситуации возник целый ряд проблем. Официально Пекин неоднократно заявлял, что страна не планирует поддерживать антироссийские санкции и торговля между странами будет происходить в обычном режиме. Но, несмотря на эти заверения, некоторые китайские компании боятся сотрудничать с Россией из-за угрозы так называемых вторичных санкций и приостанавливают продажи. Из-за этого многие бренды полностью перестали поставляться на территорию нашей страны. По некоторым данным, уже в апреле 2022 года объем поставок оказался на 26 процентов меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Ухудшилась и ситуация с доставкой. Объем авиаперевозок снизился из-за того, что рейсов стало намного меньше. Раньше грузовые перевозки из Китая осуществляла компания "Волга-Днепр", на текущий момент эти перевозки прекращены. Соответственно усложнилась и логистика - все грузы приходится везти транзитом через другие страны, например через Узбекистан, Казахстан или даже Иран и Дубай.

Отказываются от сотрудничества и некоторые банки, то есть возможности напрямую платить из России в Китай существенно сократились, и в этом случае поставщики оборудования также вынуждены использовать для проведения платежей транзитные страны.

Пекин неоднократно заявлял, что торговля с Россией будет происходить в обычном режиме

Трудности есть и при железнодорожных перевозках, поскольку нагрузка на железную дорогу сейчас увеличилась в разы, следовательно, сроки логистики тоже увеличиваются. Что касается морских перевозок, то компании, которые занимаются ими или предоставляют морские контейнеры, тоже ограничивают сотрудничество с Россией.

По сути, сегодня по всем направлениям экспорта и импорта есть сложности в доставке, логистике и соблюдении сроков. Естественно, эти дополнительные сложности ведут к удорожанию продукции.

Но. несмотря на имеющиеся проблемы, Китай планирует к концу года увеличить товарооборот с Россией, побив прошлогодний рекорд. Росту экспорта оборудования, как ожидается, будут способствовать восстановление экономики после снятия пандемийных ограничений и строительство новых пограничных пунктов.

Кроме того, по некоторым оценкам, снижение объемов экспорта не является трендом, оно вызвано только отсутствием отработанных для нынешних условий механизмов закупки и логистики. Как только эти механизмы будут детально проработаны, поставки оборудования, скорее всего, вернутся к досанкционным объемам и превзойдут их.