Рост экспорта оборудования из Китая отмечался и в первые месяцы 2022 года, его объем составил примерно 16,4 миллиарда долларов (на 29,5 процента больше, чем за аналогичный период 2022-го). Страны планировали наращивать поставки и в дальнейшем - как ожидалось, к 2024 году - общий объем торговли должен был достичь 200 миллиардов долларов.
Однако после осложнения геополитической ситуации возник целый ряд проблем. Официально Пекин неоднократно заявлял, что страна не планирует поддерживать антироссийские санкции и торговля между странами будет происходить в обычном режиме. Но, несмотря на эти заверения, некоторые китайские компании боятся сотрудничать с Россией из-за угрозы так называемых вторичных санкций и приостанавливают продажи. Из-за этого многие бренды полностью перестали поставляться на территорию нашей страны. По некоторым данным, уже в апреле 2022 года объем поставок оказался на 26 процентов меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Ухудшилась и ситуация с доставкой. Объем авиаперевозок снизился из-за того, что рейсов стало намного меньше. Раньше грузовые перевозки из Китая осуществляла компания "Волга-Днепр", на текущий момент эти перевозки прекращены. Соответственно усложнилась и логистика - все грузы приходится везти транзитом через другие страны, например через Узбекистан, Казахстан или даже Иран и Дубай.
Отказываются от сотрудничества и некоторые банки, то есть возможности напрямую платить из России в Китай существенно сократились, и в этом случае поставщики оборудования также вынуждены использовать для проведения платежей транзитные страны.
Трудности есть и при железнодорожных перевозках, поскольку нагрузка на железную дорогу сейчас увеличилась в разы, следовательно, сроки логистики тоже увеличиваются. Что касается морских перевозок, то компании, которые занимаются ими или предоставляют морские контейнеры, тоже ограничивают сотрудничество с Россией.
По сути, сегодня по всем направлениям экспорта и импорта есть сложности в доставке, логистике и соблюдении сроков. Естественно, эти дополнительные сложности ведут к удорожанию продукции.
Но. несмотря на имеющиеся проблемы, Китай планирует к концу года увеличить товарооборот с Россией, побив прошлогодний рекорд. Росту экспорта оборудования, как ожидается, будут способствовать восстановление экономики после снятия пандемийных ограничений и строительство новых пограничных пунктов.
Кроме того, по некоторым оценкам, снижение объемов экспорта не является трендом, оно вызвано только отсутствием отработанных для нынешних условий механизмов закупки и логистики. Как только эти механизмы будут детально проработаны, поставки оборудования, скорее всего, вернутся к досанкционным объемам и превзойдут их.