Путешествие протяженностью более двух с половиной тысяч километров свяжет между собой 12 городов в двух республиках и семи областях. Корреспондент "РГ" выяснил, как будут завлекать туристов в это недешевое и продолжительное путешествие.
Углич, Ярославль, Нижний Новгород, Чебоксары, остров-град Свияжск, Казань, Великий Болгар, Тетюши, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград - таков маршрут одиннадцатидневного путешествия по главной русской реке. Везде четырехпалубный теплоход премиум-класса "Василий Суриков" будут встречать с театрализованными представлениями и угощениями.
Пассажиры могут зайти на борт в любом городе по маршруту, а минимальная стоимость пребывания начинается от 3500 рублей за человека в сутки.
- В будущем году мы постараемся максимально наполнить туристический рынок этим маршрутом, - признался корреспонденту "РГ" Ярослав Марченко, замдиректора по туризму Московского речного пароходства. - Выставим на линию еще один теплоход, поработаем с маршрутами уже с имеющимися на воде кораблями, чтобы они так или иначе затрагивали Великий Волжский путь.
По его словам, на разработку маршрута, согласование со всеми регионами, выстраивание экскурсионной программы ушло около двух месяцев. В итоге каждому городу постарались уделить максимальное внимание. Были сложности и в технической части. К примеру, прохождение Городецкого гидроузла в Нижегородской области, но все вопросы были решены. Госкомитет по туризму Республики Татарстан стал одним из соорганизаторов данного круиза.
- В 2015 году мы с регионами собрались и решили, что нам нужно объединить туристические возможности каждого для создания макротерритории в ПФО с большим количеством маршрутов разной тематики, - говорит глава комитета Сергей Иванов. - Причем маршруты должны проходить и по земле, по железной дороге и по воде. Тогда же начали формировать логистические связи между регионами. Так появился Великий Волжский путь. Проект запущен осенью 2017 года с четырех маршрутов, а к середине 2021 года насчитывает больше 20 маршрутов, объединяющих пять городов-миллионников, семь международных аэропортов, три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и пять курортов федерального значения. Проект вошел в Концепцию федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)". Теперь в туристический потенциал поверил и крупный туристический игрок в лице Московского речного пароходства.
Причем представители рынка уверены, что в рамках круиза можно осуществить и поездки в соседние регионы, у которых либо нет выхода к Волге, либо инфраструктура не позволяет принимать большие суда. Расстояния-то между областями и республиками небольшие. Одной из подобных дополнительных опций можно считать путешествие из Чебоксар в Йошкар-Олу. Марийская столица наполнена неординарными объектами и попала в топ-10 городов для селфи-туризма.
- Где еще в России можно прогуляться по набережным Брюгге и Амстердама? - спрашивает Станислав Игошин, замминистра молодежной политики, спорта и туризма Марий Эл. -Тут же можно сфотографироваться и с Йошкиным котом, который стал настоящим любимцем гостей. Вообще туристический потенциал у нас богатый. Есть город Козьмодемьянск, который стал прообразом Нью-Васюков в романе "12 стульев". Тут есть и этнографический музей под открытым небом, и музей Остапа Бендера.
Каждый год там принимают по 200 судов, но в этот маршрут город пока не попал, поскольку наша инфраструктура оказалась не готова принимать туристов по высоким стандартам Московского речного пароходства. К новому сезону, надеюсь, исправимся. Есть замок Шереметева, который попал в топ-5 интересных замков России, но там требуется строительство полноценной причальной стенки, которую должны закончить через два года. Тогда это место будет доступно для круизных судов. Пока к замку по воде можно попасть только на "Валдае".
Каждый регион, участвующий в проекте, помимо экскурсионной программы приготовил свои "фишечки".
К примеру, в Татарстане, после того как туристы посетят остров-град Свияжск, пассажирам раздадут очки виртуальной реальности, которые потом можно будет забрать с собой. Пока гости идут до Казани, им представят виртуальную программу о красотах Татарстана, чтобы к столице республики пассажиры прибыли уже "разогретыми".
В Чебоксарах можно будет отведать "завтрак тракториста" в музее трактора и посетить музей чувашской вышивки. На следующий год там подумывают расширить турпакеты, предложив гостю сельский туризм с заездом на какую-нибудь ферму или дать возможность проверить зрение в филиале глазной клиники имени Федорова. Стоянка теплохода это позволяет.
В Ульяновске круиз встретит колобок, так как это родина не только вождя мирового пролетариата, но и любимого сказочного персонажа. Там же туристам предлагают не только прочувствовать атмосферу Симбирска XIX века, но и обещают дать понюхать, чем пахли дома в те времена. Кроме того, там же есть музей гражданской авиации под открытым небом, гордость которого заключается еще и в том, что все экспонаты прибыли в него своим ходом...
- Мы хотим показать круизы с другой точки зрения, - уверяет Ярослав Марченко. - Сделать акцент на тех городах, в которые круизные суда нечасто заходят. Хотим показать, как можно с комфортом путешествовать по Волге не только на теплоходе, но и в самих городах.
- Единственный брендированный крупный межрегиональный турпродукт, существующий в нашей стране и сохранившийся еще с советских времен, - это "Золотое кольцо", - говорит глава комитета Сергей Иванов. - Кроме него, настолько же известного ничего нет. Да, есть развитие речного туризма и в сибирском регионе, и в северо-западном, но наша задача - раскрутить Великий Волжский путь, чтобы он стал таким же популярным среди россиян и иностранцев, как "Золотое кольцо".
По мнению участников рынка, новый проект будет пользоваться успехом как у туроператоров, так и у самих туристов. Однако, по словам президента Ассоциации туристических агентств РТ Рамиля Мифтахова, есть одна глобальная проблема - это отсутствие пассажирского флота для подобных путешествий в достаточном количестве. .
7 сентября в Нижнем Новгороде председателю Государственной Думы Вячеславу Володину показали новое речное пассажирское судно "Соталия", построенное в Калининградской области. Нижегородцам судно передано в опытную эксплуатацию.
Корпус судна может адаптироваться под различные задачи, включая перевозку 30 туристов. По словам гендиректора завода "Красное Сормово" Михаила Першина, речной трамвай на 90 процентов состоит из отечественных комплектующих, включая двигатель Ярославского моторного завода. Может развивать скорость до 25 км/час. Остекленный корпус создает широкий обзор. Габариты судна: длина - 19,3 м, ширина - 3,7 м, осадка - 0,5 м. Скорость - 25 км/час, численность экипажа - два человека. Автономность по запасам топлива - 10 часов.
Спикер Госдумы считает Нижегородскую область примером в организации перевозок по Волге. Поэтому осенью в Нижнем Новгороде пройдет выездное заседание профильных комитетов Госдумы, представителей правительства РФ по вопросам развития речного транспорта в стране. Основной вопрос - как сделать речные перевозки доступными для всех.