Все оказалось глубже: произведения дальневосточника Арсеньева сопровождали забайкальца Соломина с детства...
Не могу отказать себе в удовольствии начать с вопроса: "Павел Андреевич, вы шпион?"
Юрий Соломин: А я, значит, должен ответить репликой капитана Кольцова? Хорошо, пусть будет так. "Видишь ли, Юра..."
Кстати, в сценарии сериала адресованный мне вопрос изначально звучал иначе: "Павел Андреевич, вы разведчик?" Но мне показалось, что в устах двенадцатилетнего мальчика слово "шпион" будет выглядеть органичнее, о чем сказал режиссеру Евгению Ташкову, и он со мной согласился.
Вот вы как бы в шутку вспомнили крылатую фразу из "Адъютанта его превосходительства", а между тем без этой роли, возможно, не случилось бы и мое участие в фильме "Дерсу Узала".
Куросава увидел меня в "Адъютанте" и без проб позвал играть Арсеньева. В момент, когда проводился кастинг, меня не было в Москве. Я лежал в больнице в Киеве.
Там же, в Киеве, узнал, что знаменитый японец Куросава, незадолго до этого получивший "Золотого льва" в Венеции и "Оскара" в Голливуде, собрался экранизировать книгу Арсеньева с советскими актерами. Помню, подумал: вот ведь повезло кому-то!
Не допускали мысли, что окажетесь на месте счастливчика, Юрий Мефодьевич?
Юрий Соломин: Даже в голове не держал! И не мог поверить, что меня возьмут в картину без предварительного отбора, думал, так не бывает. Но вот случилось же!
Исполнителя роли Узала Куросава выбрал при мне. Тоже многих перепробовали, включая популярного эстрадного певца Кола Бельды, чей шлягер "Увезу тебя я в тундру" гремел тогда по Советскому Союзу. Но Бельды показался режиссеру слишком интеллигентным. А потом из Тывы вызвали Максима Мунзука, который до этого сыграл охотника-проводника в детективе "Пропажа свидетеля".
Мы сидели в кабинете Куросавы на "Мосфильме", когда дверь приоткрылась, и в щелку просунулась чья-то круглая рожа: "Здравствуйте, я - Мунзук, приехал сниматься". Все моментально упали от хохота. Акира прокричал: "Дерсу! Дерсу!" Вопрос решился за секунду.
Где проходили съемки?
Юрий Соломин: Разумеется, в окрестностях Арсеньева. Тут, как говорится, без вариантов. Долетели до Владивостока, на машинах доехали до места. Городок небольшой, но симпатичный. Вокруг - сопки, сопки, сопки... Предгорья Сихотэ-Алиня. На возвышенности - памятник Владимиру Клавдиевичу.
Поселили нас в гостинице "Таежная", условия создали вполне приличные. Там, кстати, и мой день рождения отметили. Тридцать девятый по счету.
Первый съемочный день у нас был 28 мая. 18 июня тоже планировали снимать по графику, но утром за завтраком ко мне неожиданно подошла помощница режиссера и сообщила, что сегодня работать не будем: "Все, Юра, отдыхаем". Я спросил: "Что случилось?" Ногами-сан ответила, мол, так решил Куросава. Отменил без объяснений. Поздравила с днем рождения и ушла. Я сказал, что закажу ужин в ресторане для съемочной группы и буду рад видеть членов японской делегации.
Собралось человек, наверное, пятьдесят. Куросава долго не появлялся, я уже решил, что не придет, а потом он спустился из своего номера. С картиной в руках. Оказывается, целый день рисовал мой портрет.
В виде головы тигра?
Юрий Соломин: Да, очень необычная работа.
Съемки были физически тяжелыми?
Юрий Соломин: Временами даже чересчур.
Куросава ведь предлагал каскадеров. Вы отказались.
Юрий Соломин: Ну да, хотелось попробовать самим. И в сцене с тигром мы тоже снимались без подмены.
Предварительно соорудили огромный вольер, огородив металлическими прутьями площадку в несколько гектаров. Внутрь запустили молодого тигра. Не больше года от роду, но уже внушительных размеров. Его привезли загодя, мы с Мунзуком пробовали приучать полосатого, подкармливали. Дрессировкой занимался Вальтер Запашный. Зверь вроде попривык к нам, однако, сами понимаете, хищник всегда остается хищником. Что ему в голову могло взбрести?
Съемочная группа попряталась в заранее заготовленные места, операторы залезли на деревья, Куросава сидел на специальной площадке. Я с Максимом шел по одному берегу реки, а тигр должен был появиться на другом. За деревьями стояли охотники с ружьями на изготовку. Так сказать, на всякий случай. В общем, все подготовили, но тигр упорно не хотел попадать с нами в один кадр, а без этого сцена теряла смысл.
Долго бились, но все же сняли эпизод, как хотел Куросава-сан. Он даже с тигром умел договориться.
Вас наверняка спрашивали об этом мои коллеги, Юрий Мефодьевич, просили назвать тройку любимых фильмов со своим участием.
Юрий Соломин: Конечно, "Дерсу". Все сошлось - работа с легендарным Куросавой, возможность сыграть Арсеньева, прикоснуться к такой глыбе. От капитана Кольцова из "Адъютанта его превосходительства" мне тоже никуда не деться. В сериале "ТАСС уполномочен заявить" меня повысили до полковника КГБ. Играл и прокуроров, и царей, и вице-канцлеров Российской империи, и следователей, и отставных адмиралов...
Пересматриваете свои фильмы?
Юрий Соломин: Специально - нет. Если только случайно наткнусь, когда в телевизоре каналами щелкаю. "Дерсу" давно не повторяли, хотя таких добрых кинолент у нас мало.
Хотя, не исключаю, попросту брюзжу по-стариковски. У новых поколений свои кумиры.
В школе первым делом учат читать, складывать буквы в слова, а мне кажется, что гораздо важнее объяснить, как самостоятельно думать, чувствовать, переживать.
Об этом, кстати, Арсеньев тоже постоянно писал и говорил. Здесь настоящий корень жизни, а не только в женьшене, который ему Дерсу перед смертью завещал...