Пока против российского экспорта углеводородов в полную силу работает только запрет на покупку странами ЕС нашего угля и эмбарго США на импорт нашей нефти. В обоих случаях эти ограничения имеют местный характер и серьезно на мировой рынок не влияют. Но уже с 5 декабря в силу вступит эмбарго ЕС на морские поставки нефти из России, а с 5 февраля аналогичный запрет на импорт наших нефтепродуктов. И вот эти меры, особенно если мы со своей стороны снизим до нуля прокачку газа в Евросоюз, могут ввергнуть мировой энергетический рынок в настоящий кризис.
Ожидается, что это эмбарго Евросоюза будет подкреплено введением лимита на стоимость нашего сырья и вторичными санкциями в отношении покупателей российской нефти или нефтепродуктов по цене выше этого "потолка". Вся мировая торговля нефтью составляет около 41 млн баррелей в сутки, а нефтепродуктов - 29 млн баррелей в сутки (по данным ОПЕК в 2021 году).
Доля Европы как импортера нефти - 26%, как покупателя нефтепродуктов - 28%. Россия как экспортер в мировой торговле нефтью занимает 11%, а нефтепродуктов - 8%. И в силу простой географии основным покупателем наших ресурсов была Европа. В этом году поставки уже снизились, но все равно доля нашего сырья и топлива остается высокой.
Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, Европа, конечно, не останется без нефти. Не случайно они взяли себе на подготовку к эмбарго столько времени - до декабря. Но общемировая добыча не растет, значит, ЕС увеличит закупки нефти на Ближнем Востоке, перекупив ее у потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Российская нефть же, наоборот, отправится на восток. То есть полностью изменится логистика. Естественно, это приведет к росту котировок барреля, но пока не к дефициту сырья.
В Центре развития энергетики (Центр РЭ) также ожидают роста цен на газ и нефть предстоящей зимой на фоне нехватки поставок. Европа, безусловно, сможет существовать без российских энергоресурсов, но ценой существенного экономического спада и падения уровня жизни большинства европейцев.
В феврале к нефтяному эмбарго добавится запрет на импорт российских нефтепродуктов. В первую очередь, Россия поставляла в Евросоюз дизельное топливо и мазут. Достаточных собственных мощностей у Европы нет, а учитывая возможные проблемы с переходом предприятий с переработки нашего сырья на нефть отличающихся характеристик, возможно снижение объемов производства.
Евросоюз не зря на подготовку к эмбарго на импорт российского топлива взял больше времени, чем на запрет нефтяных поставок, отмечает Симонов. Заместить российский дизель будет очень сложно. К тому же Европа, по-видимому, учитывала, что в случае проблем с генерацией и сильных холодов зимой в качестве альтернативного топлива можно будет использовать дизель и мазут, отмечает эксперт.
Больше России нефтепродуктов экспортируют только США, и они уже поставляют их в Европу. Но обеспечивается рост поставок топлива в ЕС во многом за счет опустошения нефтяных резервов страны (около 1 млн баррелей в день), которые уже снизились до минимума 1984 года (434 млн баррелей). При таких темпах их хватит и на весь 2023 год, но для сдерживания цен после 5 декабря, а тем более после 5 февраля, поднимать из резервов придется большие объемы.
Не обойдут негативные последствия и нашу страну. Россия экспортирует в Европу около 2 млн баррелей нефти в сутки и примерно 1 млн баррелей в сутки нефтепродуктов. В Центре РЭ считают, что не менее 50% этого объема будет перенаправлено на другие рынки, но замещение будет неполным, что приведет к сокращению добычи.
Причем перенаправить поставки дизельного топлива и мазута на рынок АТР не получится, здесь достаточно своих мощностей нефтепереработки. В совокупности эти факторы могут привести к уменьшению добычи нефти, а следственно - к снижению доходов бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), сокращению рабочих мест и, возможно, окончательной остановке некоторых старых месторождений, которые еще можно было разрабатывать.
Наша сильная сторона в этой истории - газ. В отличие от нефти мы не сможем быстро переправить его экспортные потоки на восток. Но даже полная остановка экспорта в Европу не станет фатальной для России, считает Симонов. Мы сейчас, конечно, теряем рынок и деньги, но не в таких объемах, чтобы это наносило сильный ущерб экономике страны. А вот экономика Евросоюза, особенно металлургия и химическая промышленность, при таких ценах на газ будет просто уничтожена.
Страны Старого Света пока разрываются между оптимизмом по поводу хорошего уровня - 84% заполнения подземных газовых хранилищ (ПХГ) и страхом перед будущей зимой. Пройти только на запасах ПХГ зимний период не получится. Весь их объем чуть более 108 млрд кубометров, а ежемесячное потребление газа, например только прошлой, не самой холодной зимой в Германии, - приблизительно 57 млрд кубометров. На сегодня в немецкие ПХГ заполнены на 88% - в них чуть более 21 млрд кубометров газа. А объемы забора газа из хранилищ уже начали расти.
Как отмечает Симонов, свободных объемов газа для Европы на рынке нет. Конечно, она не замерзнет зимой - слишком богата для этого, но "в копейку" для ЕС это вылетит. Кроме того, придется конкурировать за газ с АТР, что также даст стимул для роста цен. Из России же в отношении поставок нашего газа Евросоюзу дан четкий сигнал - либо решайте проблемы с санкциями против нашей страны, либо запускайте "Северный поток - 2", но на Западе пока не хотят идти на попятную. Война нервов продолжается, подытоживает Симонов.
В Центре РЭ считают, что полной остановки поставок газа по инициативе российской стороны не будет. Как минимум потому, что необходимо снабжать дружественные государства, такие как Сербия и Венгрия. В теории остановка могла случиться, если бы страны Евросоюза одобрили потолок цен на российский газ, но эта идея постепенно утрачивает сторонников внутри Европы.