В Серпуховском музее расскажут, что такое пикториальная фотография Николая Андреева

Тяжелые темные облака почти лежат на поверхности реки. Жалкие крытые соломой домишки жмутся друг к дружке, словно сироты в нетопленной избе. Ветер гнет к промерзшей земле могучие ветви старого дерева. Унылая лошадь тянет телегу по улице - и прямо видно, что тянет из последних сил. Все это черно-белое, странное, размытое... Первый вопрос: почему все такое печально-беспросветное? Второй: как это сделано?
Его работы получались странными, будто припорошенными снежной крошкой или сделанными сквозь колодезную воду.
Его работы получались странными, будто припорошенными снежной крошкой или сделанными сквозь колодезную воду. / Михаил Синицын

Только что вы прочитали синопсис выставки "Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии", которая открылась вчера в Серпуховском историко-художественном музее. И это уже вторая экспозиция работ Андреева в этом музее. Первая была почти 100 лет назад - в 1929 году.

Николай Андреев был коренным жителем Серпухова. Андреев снимал только деревенский быт и деревенскую природу и был, без сомнения, одним из самых ярких представителей российской пикториальной фотографии первой трети ХХ века. Что такое пикторианство, в Серпуховском музее очень понятно объяснят всем, кто не знает: это такой метод фотомастерства, при котором фото становится похоже на живопись. Только черно-белую, потому что во времена Андреева цветное фото еще не придумали.

Андреев снимал только деревенский быт и деревенскую природу

На родине его не слишком любили. Упрекали за пессимизм и упадничество, а после и вовсе объявили пикториальный стиль буржуазным и не свойственным советской культуре. А вот в Европе руку мастера жаловали - работы Андреева были отмечены золотыми медалями на выставках в Париже и Испании, "серебром" и дипломами в Канаде, Венгрии, Италии, Бельгии.

"Для нас важно не просто показать работы и рассказать о жизни, но и привлечь внимание к сохранению дома Николая Платоновича Андреева, в котором у него было фотоателье, дома, откуда отправлялись работы на все европейские выставки", - говорит директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Алейникова.

На выставке представлено более 150 работ Николая Андреева и его современников, а также экспозиция, созданная при участии Политехнического музея. Она посвящена истории развития фототехники - здесь можно увидеть оборудование, без которого не могли обойтись фотохудожники 100 лет назад.

А 18 сентября в музее проведут большую обзорную экскурсию, в которой примет участие и внучка Николая Андреева.