Дальневосточные гастроли Студии театра и кино проходят в рамках проекта Росконцерта "Большие гастроли" при поддержке Министерства культуры РФ. Его цель - познакомить жителей регионов с ведущими театрами страны. На встрече с журналистами Никита Сергеевич и другие участники рассказали, чем так важна для них эта работа.
Напомним, в 2007 году фильм "12" стал заметным событием. По сюжету присяжные должны вынести вердикт, и, на первый взгляд, дело ясное, у следствия доказательств вины подсудимого достаточно, но не все так просто. Импульс для съемок - пьеса американского драматурга Роуза "12 разгневанных мужчин", у Михалкова же в картине абсолютно русские типажи и "ни слова из той пьесы". Она поразила зрителей размышлениями о свободе, сострадании, способности помочь в беде чужому человеку… И, пожалуй, сейчас актуальность фильма намного больше, чем 15 лет назад. Таких картин на экране очень не хватает.
- Возить так далеко такие спектакли трудно, сложно и затратно, но необходимо, - признал Никита Сергеевич. - Потому что эта история совершенно актуальная. Она про всех и про каждого! Мы уже были с "12" во многих городах. И это, действительно, очень сильное чувство, когда ты слышишь тишину зала, потрясенного от увиденного. Она не пустая, а наполненная энергией внимания. И когда она от зрителя возвращается на сцену - это самое дорогое!
Народный артист РФ Николай Бурляев рассказал, что Михалков, решив поставить "12" в своем театре, позвал его "поучаствовать в этой авантюре". На репетициях Никита Сергеевич, с которым он знаком около 60 лет, выжимал из актеров "все соки", невзирая на звания и возраст. Репетиции длились каждый день по шесть-семь часов целых полгода.
- Я давно бросил театр, не играю чужие пьесы, ненавижу репетировать, работал со многими режиссерами, практически везде сам выстраивал свои роли. А здесь он мне полностью выстроил мою роль, и половина успеха моего героя - его заслуга, - заявил Николай Бурляев. - Не сразу все получилось, хотя было понимание, чего он от меня ждет. Но я счастлив, что участвую в таком спектакле. Это абсолютно новая, русская вещь! У нас после Вампилова, Розова, Володина образовался вакуум, очень мало достойных пьес.
А заслуженный артист России Владимир Долинский признался, что сам напросился на роль, которую в фильме исполнял Валентин Гафт, и теперь испытывает настоящее актерское счастье - быть одним из двенадцати.
Журналистов интересовало, чем отличается театральная постановка от одноименного фильма.
- Это совершенно разные жанры. В кино ты можешь снять один дубль, второй, третий и выбрать лучший. Монтажом, звуком можно поправить ошибки актера. У тебя в руках есть спецэффекты, чередования крупных планов, чтобы заставить зрителя смотреть то, что ты хочешь показать. В театре он должен видеть все. И даже те, кто фильм видел, признаются, что получили на спектакле "абсолютно новые эмоции, и это дорогого стоит, - объяснил Никита Михалков.
По его мнению, сила этого спектакля для зрителей и сложность для актеров в том, что, по сути, "ни один человек там не может быть выключен из развития сюжета и просто ждать своего выхода через, допустим, восемь страниц текста". У каждого персонажа есть свой монолог, в котором он представляет определенную социальную субстанцию - серьезный пласт нашего общества. Типажи узнаваемые.
- Энергия двенадцати - это и есть главный герой спектакля! То, как мы слушаем доводы: кто-то не хочет слушать, кто-то иронизирует, но все включены… Я стою на сцене, и мне интересно наблюдать за персонажами, за тем, что там происходит. Оказаться на сцене в роли зрителя для меня - большое изумление. Все это и создает тот энергетический импульс, который должен захватить зрителя. Ему должно быть интересно, как будут развиваться события. Думаю, поиск смысла жизни важен не только для меня¸ он важен для многих, - прокомментировал автор пьесы и режиссер.
На вопрос корреспондента "РГ", есть ли в планах съемки спектакля для телевидения, чтобы его смогли увидеть больше зрителей, Никита Сергеевич ответил отрицательно:
- Я считаю, это погубит историю. Это будет фильм, но про другое… Мы будем возить "12" как спектакль, сколько сможем.
Не могли обойти стороной журналисты и вопросы об отказе для россиян на участие в международных кинофестивалях. Лауреат премии "Оскар" и обладатель Гран-при в Каннах за "Утомленных солнцем" согласился, что сейчас у мировых кинонаград не те критерии выбора победителей, что были раньше.
- Я бы с удовольствием принял участие в создании Евроазиатской киноакадемии, со своими законами, отстаивающими человеческие ценности, - заявил Михалков. - Сделать большую дорогую премию - аналог "Оскару", но в евразийском пространстве. Однако решение о создании такой премии должно быть политическим. И принять его должны главы трех государств - России, Китая и Индии! Это не просто фестиваль, а политическое оружие!