На Урале показали 300 работ художников, написанных за 90 лет

"Жил-был художник один, домик имел и холсты…" - на самом деле художник всегда один, он наедине с миром, который видит по-своему и воплощает в своем творчестве в единственном, всегда уникальном варианте. Но наличие "домика и холстов" у труженика изобразительного искусства - непременное условие, иначе никак, и тут в одиночку не справиться. Поэтому в сентябре 1932 года в индустриальном Свердловске, который строился на месте купеческого Екатеринбурга, появляется творческое объединение - Уральский союз советских художников (СХ).

Правила жизни и творчества определяло постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Но строгие рамки смягчаются наличием госзаказа, предоставлением мастерских и материалов, а также осознанием важности собственной миссии - выражать средствами искусства диалектику создания нового общества и человека. Союз художников творил и переживал историю вместе со страной и, когда идеология и госзаказ ушли в прошлое, помог выжить, сохранить свободу самовыражения, желание творить и двигаться вперед.

Союз помог художникам выжить, сохранить свободу самовыражения, желание творить

Вот об этом и расскажет неторопливому зрителю экспозиция, занявшая все залы огромного Международного центра искусств "Главный проспект". На выставке, посвященной 90-летию Свердловского регионального отделения Союза художников (сегодня в нем 278 членов), представлено около 300 лучших произведений без малого за век - и какой век! Структурирует огромный объем разделение художников на секции, как в самом Союзе: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного, ювелирно-камнерезного, церковного искусства, театра и кино. В последнем, кстати, представлен известный художник-мультипликатор Сергей Айнутдинов, возглавляющий организацию с 2008 года. Как говорят коллеги, благодаря ему союз сумел "преодолеть силы распада и повернуть свою деятельность в активную творческую, просветительскую, благотворительную плоскость".

- Исторический раздел выставки - один из самых волнующих для нас, - говорит председатель секции искусствоведения и художественной критики регионального отделения СХ России Галина Шарко. - Здесь есть работы художников, чьи имена вписаны в историю уральского искусства, - Ивана Слюсарева, Ивана Чеснокова, Михала Брусиловского, Виталия Воловича, Виктора Зинова, Геннадия Мосина… Посмотрите, насколько точно искусство как некая система смыслов и кодов может передавать время. Для зрителя это не только эстетическое переживание, но и проживание истории нашей страны.

По словам Сергея Айнутдинова, в типографию поступил альбом-каталог выставки, который стал раритетом еще до выхода в свет. Он будет доступен в библиотеках. Открылась и еще одна выставка, посвященная юбилею, но в ней уже нет места трактовкам и дискуссиям - только факты. В залах Дома художника выставлены фотографии, зафиксировавшие историю сообщества начиная с 1910-х годов. Чтобы сделать подписи к некоторым снимкам, организаторам пришлось на время стать детективами.