14.09.2022 07:30
    Поделиться

    Рыболовную реформу берут на особый контроль

    На минувшем Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке президент Владимир Путин в очередной раз подчеркнул важность темы инвестиционных квот в рыболовной отрасли и попросил правительство уделить ей особое внимание. Это указание напрямую связано с данными ранее поручениями президента обеспечить развитие судостроения и ежегодный рост выпуска продукции АПК на три процента, начиная с 2023 года. Как эти и другие задачи решает механизм "квот под киль" и какую пользу они принесут не только отрасли, но и жителям страны, читайте в нашем материале.
    Юрий Смитюк/ТАСС

    Двадцатикратный рост

    "Отдельно прошу правительство посмотреть на ситуацию в сфере добычи биоресурсов, где у нас действует механизм инвестиционных квот, - поручил Путин кабинету министров с трибуны ВЭФ. - Здесь важно добиться сбалансированного роста, полной загрузки производственных мощностей, а также обеспечить гармоничное развитие инфраструктуры регионов".

    Вникать в задачи и перспективы отрасли предстоит не только министрам. С июля в Госдуме ждет рассмотрения правительственный законопроект о втором этапе распределения инвестквот.

    Главная цель законопроекта - создать условия для продолжения работы механизма инвестиционных квот, который действует с 2018 года. За это время в отрасли произошли немалые изменения. По данным Росрыболовства, в результате применения инвестквот построили и запустили в работу 22 береговых рыбоперерабатывающих завода. Промысловый флот увеличился на шесть новых судов и три краболова, сдачу еще порядка десяти судов и одного краболова ждут до конца года.

    Чтобы понять, много это или мало, напомним: за десятилетие, предшествующее запуску инвестквот, во всей стране построили всего пять малотоннажных промысловых судов. По итогам реализации первого этапа программы отрасль получит в 20 раз больше - 105 крупных и средних промысловиков.

    Омоложение флота

    Тем не менее, вопрос обновления рыболовного флота стоит все еще остро. В Росрыболовстве говорят, что 70% судов отечественного рыбопромыслового флота сегодня в возрасте от 25 до 40 лет, а срок службы еще 12% судов уже перевалил за 40 лет. По данным Восточного центра государственного планирования 92% судов рыбопромыслового флота Дальнего Востока находятся за пределами нормативных сроков эксплуатации. Продолжать строительство новых судов жизненно необходимо, а инвестквоты позволяют "омолодить" флот.

    Действующий механизм устанавливает неразрывную связь права на добычу с наличием новых добывающих и перерабатывающих мощностей. Размер лота на аукционе, где приобретаются квоты на вылов краба, рассчитан таким образом, чтобы обеспечить полную загрузку краболова, который должен быть построен приобретателем лота. У рыбаков "инвестиционная" квота обеспечивает до половины новых мощностей, в расчет идет наличие исторической квоты на вылов, так как не весь объем в этом секторе направляется на инвестцели.

    Упомянутый президентом баланс обеспечивается также выделением квот как под строительство судов, так и под береговые перерабатывающие заводы. Причем в комплексе с заводом планируется строить судно для доставки на берег свежих уловов. Это позволит решить проблему сырьевого снабжения береговых мощностей.

    Об этом ранее говорил глава ВАРПЭ Герман Зверев: "Необходимо строить флот, который предназначен как для океанического вылова и производства на борту продукции, так и флот, который необходим для прибрежного лова, задача которого - доставка в свежем и охлажденном виде уловов для работы с ними на берегу".

    "Мы можем есть больше рыбы"

    Инвестквоты имеют важное значение не только для рыбопромысловых компаний, но и для любителей морепродуктов. В последнее время рыбы на столах россиян становится все меньше, и это следствие, в том числе, устаревшего флота. Эксперты считают, что одна из причин этого тренда - отсутствие удобных в приготовлении рыбных продуктов глубокой переработки, которую старые суда не обеспечивают в должной мере.

    - Мы готовы и можем есть больше, - заявила на полях ВЭФ партнер консалтинговой компании Strategy Partners Инна Гольфанд. Она подчеркнула, что дефицит рыбного сырья на российском рынке сегодня составляет около 1,5 млн тонн, а потребление рыбы в масштабах России с 2013 года сократилось более чем на четверть.

    Чтобы переломить эту тенденцию, нужно развивать рынок и культуру потребления рыбной продукции, сформировать правильные пищевые привычки и развивать глубокую переработку, - уверена эксперт. Разумеется, добиться заметного прогресса за месяц или даже за год невозможно. Восстанавливать утраченные за десятилетия позиции рыбной отрасли придется долго, и решающее значение имеют последовательность и настойчивость властей.

    - По инвестквотам первого этапа на Дальнем Востоке флот обновится только на 40%, - поясняет руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян. - Однако второй этап должен будет исправить ситуацию и довести уровень обновления до 70-80% на дальневосточном бассейне, который обеспечивает львиную долю уловов в России. Причем эксперты отмечают, что во избежание технологического разрыва необходимо второй этап начинать незамедлительно, чтобы обеспечить равномерную загрузку верфей и специалистов.

    О том, что Дальний Восток обеспечивает более 70% всего российского вылова рыбы, говорил еще в прошлом году вице-премьер правительства РФ - полпред в ДФО Юрий Трутнев. По его словам, перерабатывать улов и для внутреннего потребления, и для экспорта необходимо внутри страны. С учетом поставленной президентом задачи ежегодно наращивать выпуск продукции АПК, единственный путь - строить рыбоперерабатывающие заводы и современные суда, которые обеспечивают и стабильный вылов, и переработку. Воплощение этих планов в жизнь - задача механизма инвестквот.

    Поделиться