Бизнес из стран ШОС играет значимую роль в российской экономике. По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), в России представлена продукция не менее чем 7 тысяч компаний из стран-членов, партнеров и наблюдателей организации, при этом напрямую или косвенно (через дилеров, дистрибьютеров и так далее) эти компании формируют рабочие места для не менее чем 1 млн россиян. Наибольшее число рабочих мест (около 75%) образовано турецким бизнесом.
В массовом сознании еще в недавнем прошлом бизнес из некоторых стран ШОС ассоциировался с простой ширпотребной продукцией (например, одеждой, текстильными изделиями и продуктами питания). И действительно, сегодня основная масса присутствующего в России бизнеса из стран ШОС - это небольшие предприятия, производящие и поставляющие такую продукцию, в первую очередь из Китая.
В то же время если взглянуть на крупнейшие компании из стран ШОС на российском рынке, то картина окажется совершенно иной. По нашим оценкам, среди восьмидесяти таких крупнейших компаний, формирующих в России около 80 тысяч рабочих мест, две трети производят и поставляют технологически сложную продукцию, которую затруднительно производить в России в силу нехватки технологий, сырья, а также профессиональных компетенций. В первую очередь речь здесь идет о микроэлектронике, бытовой технике, продукции автопрома, фармацевтической отрасли и строительных материалах.
Более того, примерно 70% крупнейших компаний из стран ШОС осуществляют свою деятельность на ключевых промышленных площадках России (определены в рамках регионально-отраслевой модели российской экономики, разработанной ЦСР), предоставляя участникам таких площадок доступ к передовым технологическим решениям и достижениям. Например, такой доступ обеспечивают китайские производители бытовой техники Haier (площадка в Татарстане) и электроники TPV Technology (площадка в Санкт-Петербурге), а также турецкий производитель бытовой техники Beko (площадка во Владимирской области).
Бизнес из стран ШОС практически в полном составе сохраняет присутствие на российском рынке. Более того, еще и расширяет его
Безусловно, в новых внешнеэкономических условиях на бизнес из стран ШОС оказывается давление со стороны недружественных стран: нескольким компаниям пришлось ограничить деятельность на российском рынке из-за опасения применения к ним вторичных санкций со стороны США, поскольку эти компании используют американские технологические решения в своей продукции. Например, китайские производители электроники Huawei и Honor временно приостанавливали отгрузку части своей продукции, Huawei также переводит сотрудников российского офиса в другие страны, а автопроизводитель Chery, по данным СМИ, отказался от размещения производства в Ульяновске из-за санкций против УАЗа.
Тем не менее бизнес из стран ШОС практически в полном составе сохраняет присутствие на российском рынке, постепенно расширяя объемы собственной деятельности за счет сохраняющегося в последние месяцы крепкого курса рубля и высвобождения рыночных ниш в результате ухода из России некоторых компаний из недружественных стран. По нашим оценкам, уже около трети крупнейших компаний из стран ШОС, работающих в России, локализовали свое производство в стране.
Эти факты дают основание полагать, что бизнес из стран ШОС видит реальные возможности для выстраивания производственных и логистических цепочек для работы в России, причем потенциал наращивания кооперации российского бизнеса с компаниями из стран ШОС еще далек от своего исчерпания.
Более того, возможности такой кооперации со временем только расширяются: за последние тридцать лет страны ШОС увеличили свою долю в мировом ВВП в пять раз. При этом новый тренд по развитию торговли между государствами в национальных валютах также усилит эту кооперацию и позволит выстраивать более тесное и менее уязвимое к санкционному режиму западных стран сотрудничество.
Кроме того, происходящая трансформация отдельных отраслей российской экономики создаст существенный спрос на технологическую продукцию и передовые технологические решения стран ШОС, а значит, даст заметный импульс к расширению межстранового взаимодействия. Вероятно, этот канал также позволит усилить трансфер технологий внутри ШОС и может стать как фактором минимизации технологической просадки российской экономики в новых экономических условиях, так и началом создания альтернативной площадки для создания и развития технологических новшеств для стран ШОС.