При этом альянс в октябре добычу наращивать не собирается, наоборот, было принято решение о ее сокращении на 100 тысяч баррелей в стуки. То есть номинально производство должно остаться на уровне августа этого года. Решение было принято, несмотря на вступающее в силу 5 декабря эмбарго Евросоюза на импорт российской нефти. По расчетам МЭА, эта мера уберет с рынка около 1,4 млн баррелей в сутки нефти, а февральский запрет на покупку российских нефтепродуктов сократит их предложение на 1 млн баррелей в сутки.
На этом фоне все очевидней становится, что основная цель альянса - не насытить мировой рынок, а не допустить снижения котировок барреля. Это в корне противоречит желаниям стран-импортеров. В первую очередь, ЕС и США, которые вынуждены закупать сырье по максимальным ценам, в отличие от большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые пользуются скидками на российскую и иранскую нефть.
Основными поставщиками нефти для Европы после декабря должны стать страны Ближнего Востока - Саудовская Аравия, ОАЭ и другие. Их выбор прост и приятен для экспортера - получить максимальную выгоду от сложившейся ситуации, приложив к этому минимум усилий. Сделать это возможно, не стараясь заливать страны ЕС дешевым сырьем, а дозируя его поступление на рынок, удерживая высокие цены.
Часть нефти в Европу, несомненно, поступит из США, но будет она продаваться также по рыночным ценам. К тому же сами США, увеличивая экспорт нефти, будут вынуждены наращивать ее импорт с того же Ближнего Востока. Получить дополнительные объемы черного золота можно было из Ирана, но ядерная сделка зашла в тупик, и пока о снятии санкций с Тегерана говорить рано.
В результате в соответствии с законами рынка при критическом дефиците товара - сбивать на него цену, а тем более давать скидку никакой продавец не будет. Вопрос только в том, насколько далеко зайдут аппетиты будущих потенциальных поставщиков нефти в ЕС и США.
По мнению инвестиционного стратега УК "Арикапитал" Сергея Суверова, уровень цен в 90-100 долларов за баррель комфортен для участников ОПЕК+. Это решает задачи их финансовой и бюджетной стабильности.
Но это только нижний предел возможных цен. В случае полного прекращения поставок российской нефти котировки могут вырасти до 380 долларов за баррель, считает старший партнер Группы "Деловой профиль" Армен Даниелян.
На этом фоне политика стран ОПЕК+ более чем оправданна. Никаких причин спасать Европу и США от энергетического кризиса у них нет. А Россия - их давний партнер, без которого сделка ОПЕК+ никогда бы не состоялась. Нашей же стране в ситуации, когда российский экспорт сырья искусственно пытаются ограничить, рост котировок позволяет получать дополнительные доходы, невзирая на ограничения и санкции.