- Проблема в том, что порог цифрового ориентирования у людей низкий, - говорит заместитель начальника отдела УОС МВД России Сергей Звягинцев, - а самооценка, особенно у тех, кто овладел азами навыков интернет-пользования, завышенная. Усугубляет ситуацию то, что у детей и пожилых - самых уязвимых групп виртуального мира, наоборот, повышенное доверие к интернет-среде. Сочетание этих факторов делает людей добычей киберпреступности.
По данным Лиги безопасного интернета, 45% подростков почти постоянно испытывают на себе деструктивное воздействие соцсетей, 33% детей переживали травлю в Сети. По данным МВД России, до 17% пожилых пострадали от интернет-мошенников. В 2020-м взрослые, включая пенсионеров, отдали кибершулерам до 150 млрд рублей. При этом около 10,5 миллиона детей остаются активными подписчиками соцсетей, в том числе опасных. Например, заходя в интернет посмотреть мультфильмы, поиграть или подключиться к учебным программам, школьники получают рассылки от украинских сайтов на игровые задания на суицид, порноролики, фейковые сообщения со сценами насилия и убийств. Учитывая, что в среднем дети в Сети проводят от 4 до 8 часов в сутки, а родители, как и дети, часто не владеют базовыми навыками безопасности, проблема безопасности в интернете обостряется.
- Специалисты выделяют чуть более 20 рисков, на которые жалуются родители и дети, - говорит глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. - Мы, пообщавшись с пользователями, разработали 22 способа, как избежать негативного контента в Сети и уйти от рисков. Сайт просто и доступно рассказывает, что такое цифровой след, об опасных сетевых сообществах и как их распознать и блокировать, о кибербуллинге, фишинге и других угрозах интернет-среды.
Сайт Лиги уроки виртуальной безопасности делит на категории - игры-советы для детей, памятки и рекомендации для взрослых, методические разработки уроков для педагогов и волонтеров, плакаты, карикатуры и рисунки для самых маленьких.
Уроки безопасного интернета на основе разработок Лиги начались пока в "пилотном" режиме в десяти регионах страны - в Татарстане, Москве и Подмосковье, в Чечне и ряде регионов Сибири. Уроки ведут педагоги и 120 подготовленных IT-волонтеров, число которых до конца года вырастет до 250.
Все материалы "Уроков безопасности в цифровой среде" направлены на экспертизу в минпросвещения и МВД. После ожидаемой аккредитации курса и изучения опыта волонтерской работы и "пилотного" режима, будет приниматься решение о возможном введении таких уроков в школе.