15.09.2022 10:02
    Поделиться

    Эксперты предупредили о серьезных последствиях строительства высоток на берегу Оби

    Два 45-этажных жилых комплекса должны появиться на месте бывшего Речного порта в Барнауле. Оригинальное здание вокзала с уникальным мозаичным панно долгие годы было своего рода визитной карточкой краевого центра наряду со знаменитым "Домом под шпилем" на площади Октября.

    Логика мэрии и крупного застройщика, конечно, понятна. В центре Барнаула практически не осталось свободной земли, можно лишь кое-где вести точечную застройку, у которой критиков больше, чем сторонников. А тут на берегу Оби стоит здание, давно уже не используемое по назначению - речной флот в крае порядком деградировал. Почему бы не разместить здесь элитные многоэтажки с видом на реку?

    "Многофункциональный комплекс может стать одним из самых ярких символов Барнаула. С ним он начнет принимать поистине столичный облик. Вдобавок, благодаря объекту, появится протяженная, красивая, благоустроенная набережная. Наконец-то Барнаул обретет полноценную и современную прогулочную зону, за которую городу не будет стыдно. Район вокруг бывшего речного вокзала станет более обитаемым. Он оживит историческую часть города. Параллельно начнет формироваться дополнительная инфраструктура, для этого мы намерены привлечь бизнес. Новый комплекс естественно встроится в туристический кластер, станет одним из элементов бренда", - сказал в интервью одному из алтайских информационных интернет-сайтов руководитель стройкомпании "ВиСКью" Владислав Шония.

    Против такого, на первый взгляд, очевидного решения жестко высказывались не только обычные горожане, но и ученые. В итоге мнение их было проигнорировано, здание Речного вокзала снесли, однако к аргументам географов, урбанистов, архитекторов стоит прислушаться хотя бы постфактум - речь идет о ряде неприятных последствий, с которыми рискует столкнуться Барнаул.

    - Алтай в наше время воспринимают, прежде всего, как аграрный и рекреационный регион, - отмечает доцент Алтайского госуниверситета, кандидат географических наук Ольга Барышникова. - Поэтому наши города и села должны быть комфортными, безопасными и привлекательными для их жителей и гостей. Развернувшаяся в последние годы многоэтажная застройка прибрежной зоны Оби лишает Барнаул притока свежего воздуха со стороны ленточного бора. Застройщики не учитывают тот факт, что прибрежная часть города находится в зоне современных плановых деформаций русла Оби, а территория туристического кластера расположена на поверхностях, созданных рекой Барнаулкой, впадающей в Обь в районе Речного порта. Она также может поменять направление своего течения, повинуясь вращению Земли, в сторону Приобского плато и Нагорного парка. С силой Кориолиса никакими берегоукрепительными мероприятиями человеку не справиться.

    Могут ли возникнуть проблемы с построенными рядом с Обью многоэтажными комплексами? Вполне. Давно известно, что в поймах рек опасно возводить жилье. Специалисты лаборатории русловых процессов МГУ много лет проводили исследования русла Оби в районе Барнаула. Еще во время строительства Нового моста московские ученые предупреждали, что из-за выбранного места это может привести к заиливанию комплекса речного водозабора Барнаула. Так и случилось. У русловиков есть понятие "плановые деформации русла рек" - они обусловлены движением Земли вокруг своей оси, интенсивностью таяния ледников, снежными запасами и другими природными явлениями. Этими процессами человек еще не научился управлять. Территория бывшего Речного вокзала попадает в зону плановой деформации русла. Ученые отмечают высокую вероятность смещения русла Оби именно к левому берегу, на котором расположен Барнаул. Чтобы противостоять природному феномену и удержать нынешние очертания берега, понадобится вкладывать огромные средства в отсыпку гравием берега в течение длительного времени (бетонировать, по словам ученых, бесполезно).

    О том, что высотные многоэтажки у Оби будут перекрывать проток свежего воздуха, говорит и почетный архитектор России Станислав Зенков:

    - Рано или поздно придется вновь пробивать "окна в природу", каких бы денег это не стоило. Нельзя изолировать городские легкие от Оби. Будь моя воля, я бы заставил снести все многоэтажки, которые понастроили в последние годы в районе Речного вокзала. Это грубейшая градостроительная ошибка. Ко всему прочему они стоят на грунтах-плывунах. Именно из-за оползней в свое время сильно пострадала половина территории бывшего комплекса ВДНХ, расположенного на горе у Оби. Там был большой красивый парк с различными павильонами, но природа взяла свое. Сейчас это большая смотровая площадка, не более. А возможности развития рекреационной зоны сильно обрезаны.

    Современная политика градостроения во многих городах мира, в том числе Москве, основана на восстановлении структуры природного ландшафта. В Барнауле проводятся техногенные преобразования естественных ландшафтов. Например, планируется засыпать часть барнаульского Ковша (песчаного пляжа на Оби рядом с Речным вокзалом) под строительные цели. Специалисты полагают, что есть реальная опасность повышения уровня грунтовых вод, выходящих к Оби.

    Можно ли было сделать на месте Речного вокзала большой рекреационный центр для барнаульцев и гостей города? Можно и даже нужно, уверена Ольга Барышникова:

    - Даже в высокоурбанизированных территориях идет возврат к природе. В городах создают искусственные ландшафты, очень похожие на природные. Хай-тек перетекает в био-тек. В районе нашего Речного вокзала есть отличный выход к реке, свежий воздух, просторы. Зимой открываются большие возможности для отдыха людей в долинах закованных в лед Оби и Барнаулки. Потребности горожан меняются - им хочется большего простора, чем в парках.

    Кстати

    Пока в Барнауле нет даже полноценной набережной, как в Красноярске или Иркутске. Та набережная, которую летом 2018 года городские власти представили горожанам, вызвала серьезную критику у жителей города и специалистов, указавших на ряд очевидных недостатков: поврежденная тротуарная плитка, засохшие саженцы кустарников, неправильно подобранный материал для лавочек, отсутствие ливневок и подпорных стенок на террасах. "Набережная должна быть больше и красивее. Проект сделали серьезные, профессиональные люди. И если уж его выбрали, надо было проследить, чтобы его качественно реализовали", - отметил президент Сибирской ассоциации архитекторов и дизайнеров Андрей Радаев.

    Поделиться