15.09.2022 12:45
Поделиться

В Тюмени построят современные площадки для любителей экстрима

В середине лета в Тюмени на Цветном бульваре открыли бетонную рампу для скейтеров, роллеров и самокатчиков. Школьники тут же облюбовали современный спортивный уголок, чтобы тренироваться и соревноваться. Но спустя полтора месяца объект, над которым тюменцы трудились вместе с москвичами, выглядит так, будто по нему прошлись вандалы с ломом. А ведь после презентации и первых положительных откликов мэрия всерьез озадачилась установкой подобных конструкций в разных микрорайонах взамен деревянных "радиусов". Что же произошло с рампой на Цветном? Так ли хорош бетон, как о нем толкуют? Логично ли использовать некрасивый с виду материал в благоустройстве? Ответы на эти вопросы корреспондент "РГ" искал вместе со специалистами из разных сфер.
Скейт-парки сегодня пользуются огромной популярностью, поэтому должны иметь внушительный запас прочности: недолговечные деревянные конструкции не выдерживают большой нагрузки и быстро выходят из строя
Скейт-парки сегодня пользуются огромной популярностью, поэтому должны иметь внушительный запас прочности: недолговечные деревянные конструкции не выдерживают большой нагрузки и быстро выходят из строя / Татьяна Андреева/РГ

- Зря вы так про бетон! - после моих рассуждений о невзрачности серой массы замечает архитектор бюро при Тюменском индустриальном университете Елена Адекова. - Это достойнейший материал, идеально интегрируемый практически в любую городскую среду. Плюсов у него достаточно. Если сравнивать с деревом, то искусственный монолит долговечен, неприхотлив в обслуживании и хорош как по структуре поверхности, так и по звукоизоляции. Помните, что было с большим фанерным парком для любителей экстрима на левом берегу Туры? Его уже неоднократно ремонтировали, хотя открыли только в 2021 году. Бетон можно использовать круглый год: в теплое время года это площадка для спортсменов, зимой - горка для ребятишек. К тому же он дает специалистам массу возможностей в формообразовании. А еще невероятно красив, кто бы что ни говорил.

Положительные стороны сомнению не подлежат, но почему же все-таки рассыпалась с помпой открытая рампа? Алексей Козлов, профессиональный спортсмен, строитель сноу- и скейт-парков, больше известный за пределами Тюмени, нежели в городе, размышляет: скорее всего, делали впопыхах, торопясь к сроку. Профессиональных команд, реализующих такие проекты, в России всего пять, заказчики, понятное дело, стоят в очереди, потому в регионах объявляются фирмы, для которых важен не результат, а легкий заработок. По слухам, за небольшую бетонную площадку для выполнения трюков (кстати, установленную в неподходящем месте бульвара) "умельцам" заплатили два с лишним миллиона рублей. Теперь, судя по всему, придется платить за новую - легче построить, чем на старой латать ямы.

- Если строго следовать технологии, на бетонные объекты, не встроенные в ландшафт, требуется свыше трех недель, причем большая часть работы выполняется вручную - это затирка с помощью разных шпателей до той стадии, пока из затвердевшей массы не выйдет "молочко". Пройдут годы, производство шагнет далеко вперед, но в шлифовке криволинейных объектов ничего не поменяется: важен только инструмент и многочасовое терпение мастера, - объясняет Алексей.

Ручной труд наверняка влияет на удорожание объекта. Так и есть: по факту квадратный метр бетонной конструкции (включая сам бетон местного производства, присадки, пластификаторы, трубы, арматуру) обходится в 30 тысяч рублей, что на треть дороже, чем в деревянном исполнении. С другой стороны: рампа из фанеры живет пять лет, а идеальная бетонная - все 20 (такие давно и успешно эксплуатируются в Москве). То есть в долгосрочной перспективе бетон дешевле. Ясно, что лучше потратиться, чем каждые пять лет вкладываться в реконструкцию или полную замену.

В Тюмени около пяти тысяч катающихся, а значит, инфраструктура, причем высокого уровня, нужна повсеместно

О том, что бетон в скором времени сможет вытеснить "деревяшки", как раз в июле накануне Дня города рассуждал мэр Руслан Кухарук. По мнению главы Тюмени, свою бы рампу - да в каждый двор. Вполне резонно, ведь, по данным исследования центра спорта "Воронинские горки", в областной столице около пяти тысяч катающихся, а значит, инфраструктура, причем высокого уровня, нужна повсеместно. Но, как показал печальный опыт, предпочтительнее использовать высокотехнологичные материалы, а лучше вообще встраивать площадки прямо в земляные склоны - это и стильно, и более безопасно.

- Я сам начал кататься в 1999 году в Тобольске. Инфраструктура - сами представляете… С какой завистью мы смотрели на ребят из телевизора, которые занимались в приличных парках столицы! Желание городских властей понятно - нужно отвлекать молодежь от гаджетов. Но множить одинаковые бетонные рампы - не выход, - считает Козлов.

По мнению специалиста, в районах города лучше построить разные объекты, ведь и стилей катания много: пусть где-то будут грани, где-то ступени, где-то радиусы, пусть даже останутся фанерные и стальные элементы в правильных пропорциях (тут стоит напомнить о металлической рампе в Ново-Патрушево, которую давно пора убрать из-за несоответствия требованиям). Таким образом, и народ рассредоточится, и стандарты интересного развития городского пространства будут соблюдены. Но главное, на что указывает Алексей Козлов, - это необходимость возведения центрального скейт-парка хотя бы на пять тысяч квадратных метров. По аналогии с зимними видами спорта: хоккейных кортов во дворах много, но еще есть один Ледовый дворец.

- Парадокс: Тюменская область - лидер по числу титулованных спортсменов в экстремальных видах спорта, а достойных площадок в регионе практически нет. Парк у Дворца творчества и спорта "Пионер", парк на набережной, какие-то элементы в микрорайонах у многоэтажек и школ - вот и все. Поэтому потребность в цельном пространстве, несомненно, присутствует. Притом его развитие откроет возможности для сопутствующих направлений: кто-то строит, кто-то продает инвентарь, кто-то проводит фестивали и т. д. Заранее известно, что критическая масса тех, кто заинтересован в этом объекте, огромнейшая, - уверен директор Тюменского агентства развития креативных индустрий Алексей Краев.

Креативщики и "бетонщики" под руководством Козлова (наработавшись за периметром Тюмени, ребята собираются развивать инфраструктуру в родном регионе, параллельно обучая представителей муниципалитетов) приступили к переговорам с застройщиками. Благо, для последних качественное изменение городской среды тоже важно. В начале октября в рамках Недели креативных индустрий они, возможно, договорятся о сотрудничестве. Елена Адекова предлагает обратить внимание на парк Israels Plads в Копенгагене. Это прекрасный пример урбанизированной среды - да, бетонной, но безопасной, защищенной от транспорта, прекрасно освещенной, легко трансформируемой в концертный зал под открытым небом, то есть удобной для взрослых и детей. Если уж строить в Тюмени огромную площадку, пусть она будет комфортной во всех отношениях. Это к слову об экономии в долгосрочной перспективе.