Поделиться

    Чем привлекли уральцев магазины-дискаунтеры

    Около 18 процентов россиян давно экономят не только на развлечениях и дорогих покупках, но и на товарах повседневного спроса, включая продовольствие. Еще 39 процентов, по данным исследовательского холдинга "Ромир", тоже перераспределяют семейный бюджет в пользу самого необходимого. Это, наверное, главная причина быстрого роста в сегменте жестких дискаунтеров: около десятка таких точек минувшим летом открылось в Свердловской области. Впрочем, представители ретейлеров с таким подходом не согласны и утверждают, что их аудитория - не столько малоимущие, сколько экономные граждане.
    Формат магазинов типа "Светофора" и "Доброцена" предполагает, что люди закупают здесь сразу большие партии недорогих товаров повседневного спроса.
    Формат магазинов типа "Светофора" и "Доброцена" предполагает, что люди закупают здесь сразу большие партии недорогих товаров повседневного спроса. / Татьяна Андреева/РГ

    Многие знают про дискаунтеры одежды, бытовых товаров - это магазины сниженных цен, имеющие узкий ассортимент. Формат жесткого дискаунтера, помимо прочего, предполагает экономию на издержках: аренде, оборудовании и освещении торгового зала, персонале. Например, в "Светофоре" и "Доброцене" витрин и прилавков вообще нет - товары лежат в коробках прямо на паллетах и продаются в больших объемах, а обслуживанием точки занимается до пяти человек.

    - Аудитория жестких дискаунтеров в продуктовом ретейле растет, потому что людям выгодно там закупаться. Отмечу: низкая цена - результат оптимизации бизнес-процессов, например логистики. Качество продукции при этом сохраняется на достойном уровне, - подчеркивает директор по маркетингу сети "Доброцен" Татьяна Павловская.

    Оба бренда жестких дискаунтеров появились на Урале более пяти лет назад - сейчас у них суммарно около 500 торговых точек. Но, поскольку спрос на дешевую продукцию стабильный, часть ретейлеров, в основном владеющих магазинами у дома и супермаркетами, тоже пробуют зайти в экономсегмент. Так, крупные федеральные игроки развернули сети "Чижик" и "Моя цена" в трех регионах УрФО, до этого они успешно протестировали новый формат в Центральной России.

    - Цены в дискаунтерах ниже, чем на аналогичные позиции в магазине у дома, примерно на 15 процентов. Средний чек составляет 307 рублей. Такой формат призван удовлетворить базовые потребности в товарах повседневного спроса. Например, мы открыли около 400 жестких дискаунтеров в крупных городах и других населенных пунктах, - сообщили "РГ" в пресс-службе розничной сети "Магнит".

    Низкая цена - результат оптимизации бизнес-процессов, например логистики. Качество продукции при этом сохраняется на достойном уровне

    Жители Нижнего Тагила, Ревды, Талицы и Екатеринбурга успели оценить товары "Моей цены" (всего в регионе таких магазинов семь), но во мнении разошлись. Одним продуктовый набор показался дешевле, чем в соседнем магазине, другие разницу не заметили. В компании же отмечают, что доля товаров низкого ценового сегмента - 65 процентов, еще 25 занимает продукция собственной торговой марки.

    "Чижик", также делающий ставку на экономных потребителей, открыл в Уральском округе шесть точек. На его полках, которые внешне напоминают витрину супермаркета, встречаются и популярные, и малоизвестные бренды. Часть ассортимента продается примерно по тем же ценам, хотя некоторые позиции выгоднее. К примеру, овощи из "борщового набора" можно купить по 100 рублей за килограмм, а крупы - за 80.

    К слову, акционные товары в магазинах у дома и обычные в дискаунтерах, где изначально низкая наценка, иногда могут стоить одинаково. Но в сетях вроде "Светофора" цена все равно будет вдвое ниже, чем у соседей.

    - Запуск жестких дискаунтеров связан не только с развитием бизнеса, но и с падением уровня доходов населения, - считает доцент кафедры логистики и коммерции Уральского государственного экономического университета Светлана Царегородцева. - Магазины низких цен в большом количестве появляются в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. А в Курганской работает местная торговая сеть "Метрополис", которая старается не пускать в регион федеральных игроков.

    По ее мнению, на Урале, как и в целом по стране, уровень благосостояния населения в последнее время снизился. Жители стараются меньше тратить на непродовольственные товары, чтобы обеспечить обязательные расходы и питание. А крупные ретейлеры, изучая экономическую ситуацию, адаптируются к запросам рынка. К примеру, закрывают гипермаркеты из-за низкой рентабельности и внедряют более востребованный формат.

    - Честно говоря, многие магазины у дома раньше мало чем отличались от дискаунтеров. Но с уходом гипермаркетов эти розничные точки обновили помещения и раскладку товара, повысили качество сервиса, заняв сегмент для более платежеспособного населения. В итоге ниша освободилась, и сейчас в нее пробуют зайти торговые сети - им понадобится не меньше года на тестирование нового формата, - уверен член Совета Российской гильдии маркетологов и директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев.

    Таким образом, жесткие дискаунтеры со временем могут превратиться в розничные точки "у дома" либо остаться в прежнем сегменте - обе модели пользуются спросом. Эксперты подтверждают: в целях экономии и удобства люди чаще всего совершают каждодневные покупки рядом с местом жительства. Представители же магазинов низких цен надеются, что покупатели начали доверять новым торговым маркам и отношение к дискаунтерам у большинства меняется в лучшую сторону.

    Справка РГ

    Средний Урал занимает первое место в УрФО по обороту розничной торговли - в 2021 году он составил 1,2 триллиона рублей. Всего в регионе работает свыше 27 тысяч объектов торговли.

    Поделиться