Поделиться

    Школа сотрудничества

    Главная проблема быстрорастущих городских районов - отсутствие инфраструктуры: когда новые кварталы вырастают в чистом поле, ввод социальных объектов, как правило, не поспевает за строительством жилья. Причина проста: дома возводит бизнес, а дороги, школы, детсады, больницы в новых кварталах строятся за счет бюджета. Но, объединив усилия, застройщики и власти могут синхронизировать эти процессы, убежден глава крупнейшего строительного холдинга Урала "Атомстройкомплекс" Валерий Ананьев.
    Валерий Ананьев: Найти средства на строительство объектов, попасть в госпрограммы - самая сложная задача.
    Валерий Ананьев: Найти средства на строительство объектов, попасть в госпрограммы - самая сложная задача. / Пресс-служба "Атомстройкомплекса"

    Валерий Михайлович, полагаю, застройщики заинтересованы в комплексном развитии территории, поскольку сегодня покупатели жилья очень требовательны и не готовы приобретать квартиры в районе без инфраструктуры. Почему тогда вам не взять этот процесс полностью в свои руки?

    Валерий Ананьев: Механизм финансирования разный. Если есть спрос на жилье, девелопер строит дома и продает их покупателям. А вот возвести здание школы, детского сада или больницы и продать его новому собственнику частная компания не может. Ведь в дальнейшем эти объекты окажутся на балансе муниципалитета, а значит, затраты на их обслуживание должны быть внесены в городские программы и планы, в бюджете предусмотрены расходы на оплату труда учителей, врачей, воспитателей и т. д.

    Если девелопер по своей инициативе строит школу, она может быть только частной и оказывать услуги на коммерческой основе. Мы действительно предусматриваем в своих кварталах помещения для бизнеса, которые охотно занимают владельцы различных досуговых и оздоровительных центров, кафе и ресторанов. Такие заведения тоже очень важны для создания комфортной городской среды, но это не снижает востребованности государственных объектов. И мы со своей стороны прилагаем усилия, чтобы бюджетные учреждения скорее появлялись в растущих районах.

    Каким образом бизнес может на это повлиять?

    Валерий Ананьев: Во-первых, наша компания выступает генеральным подрядчиком и по госзаказу выполняет проектные и строительно-монтажные работы. Кстати, наш проектный институт разработал несколько типовых проектов детских садов и школ, которые рекомендованы Минстроем РФ к тиражированию по всей стране. Это значит, что сокращаются государственные затраты на проектирование, и приступить к строительству удается чуть быстрее. Во-вторых, мы занимаемся подготовкой земельных участков: отмежевываем и передаем муниципалитету землю под строительство необходимой инфраструктуры на своих участках, которые приобрели под жилую застройку. В-третьих, помогаем муниципалитету получить финансирование: формируем пакет документов, необходимый для подачи заявки. Фактически найти средства на строительство объектов, попасть в госпрограммы - самая сложная задача. К таким проектам предъявляются серьезные требования, поэтому властям и застройщикам логично объединить усилия, компетенции и ресурсы - тогда максимум наших проектов получит шанс на реализацию.

    Насколько, на ваш взгляд, такие программы эффективны?

    Валерий Ананьев: Это реальный, работающий инструмент, позволяющий получать финансирование из федерального и областного бюджетов, а значит, успешно развивать инфраструктуру городов и поселков региона. В прошлом году "Атомстройкомплекс" ввел в эксплуатацию школу № 80. Она не зря признана лучшей в России - это настоящая цифровая школа, максимально компьютеризованная, где реализованы все передовые возможности для обучения, проектной деятельности, дополнительного образования. Нацпроект "Образование" позволил нам построить и современную, вместительную, блестяще оснащенную школу в Невьянске, где до этого не возводили новые учебные заведения на протяжении нескольких десятилетий! Помимо образовательных учреждений наконец-то появились возможности строить объекты здравоохранения - средства на них выделяются в рамках профильного нацпроекта и региональных подпрограмм. Так, недавно мы завершили реконструкцию целого комплекса зданий Уральского центра охраны здоровья рабочих, а сейчас работаем над проектом современной поликлиники в Академическом районе.

    Буквально на днях принято решение о реализации в Екатеринбурге первого проекта строительства школы на условиях государственно-частного партнерства - осуществлять его будет ваша компания. Обратиться к этому инструменту заставила нехватка бюджетного финансирования?

    Валерий Ананьев: Механизм ГЧП имеет целый ряд преимуществ, в первую очередь - возможность быстрее приступить к работе. Причем, если строить по сегодняшним ценам, а возмещать затраты из бюджета позднее, то для государства это будет очень выгодно. Но есть и еще один огромный плюс: привлекая ресурсы бизнеса и банков, город и область смогут не только увеличить объемы инфраструктурного строительства, но и повысить качество эксплуатации таких объектов.

    Если застройщики и власти объединяют усилия, все мы получаем синергетический эффект: комплексно обновленный район сам становится драйвером развития города и его экономики

    Поясню: сегодня при реализации инфраструктурных проектов подрядчика чаще всего выбирают с помощью тендеров, при этом проектировать, строить и эксплуатировать здание могут разные компании. В результате нередки нестыковки и промедления: строители тратят время на то, чтобы разобраться с чужим проектом, эксплуатирующие организации - на изучение всех систем. И, к сожалению, бывает, что закладываемые проектировщиками передовые решения и возможности в итоге остаются не задействованными. А в формате ГЧП весь цикл работ, а также эксплуатацию, осуществляет один подрядчик. Это гарантирует более эффективное управление проектом и использование ресурсов, обеспечение работоспособности всех систем.

    Я надеюсь, нам удастся в этом проекте приобрести хороший опыт и в дальнейшем тиражировать его, применяя ГЧП для строительства не только школ, но и детских садов, поликлиник, спортивных и других объектов.

    Занимается ли "Атомстройкомплекс" строительством дорожной инфраструктуры?

    Валерий Ананьев: Да, в нашем холдинге есть профильное подразделение. Ежегодно мы участвуем в реализации в Свердловской области нацпроекта "Безопасные качественные дороги" и выполняем значительный объем работ - и ремонт существующих дорог, и строительство новых. В этом году у нас в работе ряд участков городских магистралей Екатеринбурга. В этой сфере мы также активно помогаем властям: готовим проекты, проводим межевание, участвуем в подготовке заявок для включения в муниципальные программы.

    В последние годы ваша компания построила несколько объектов социальной инфраструктуры и дорог в Академическом. Однако собственных жилищных проектов в этом районе у "Атомстройкомплекса" немного - только площадки в Краснолесье. Получается, вы развиваете участки коллег, тогда как для компании было бы выгоднее вкладываться в свои.

    Валерий Ананьев: Не все в бизнесе определяется прямой выгодой. Мы считаем своей миссией менять жизнь в родном городе, регионе к лучшему. Появления социальных объектов очень ждут жители. Детсады, поликлиники, дороги остро необходимы и в новых районах, и в старых, где существующая инфраструктура уже не отвечает современным требованиям. Поэтому мы готовы браться за такие проекты независимо от их локации.

    Другое дело, что развивать территории действительно нужно комплексно. Если застройщики и власти объединяют усилия и благодаря этому в районе возводится новое жилье вместо аварийного и одновременно благоустраиваются парки, появляются современные школы и больницы, все мы получаем синергетический эффект: обновленный район сам становится драйвером развития города и его экономики.

    Организовать такое взаимодействие реально, ведь застройщики планируют свою деятельность на несколько лет вперед. Сейчас в рамках профессиональных объединений, таких как строительный комитет Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, мы вместе с экспертами от органов власти работаем над формированием пятилетней программы развития Екатеринбурга, в которой ресурсы застройщиков будут увязаны с планами администрации города в части строительства инфраструктуры. Понимая, с помощью каких программ и бюджетов будет финансироваться каждый конкретный проект, мы сможем своевременно готовиться к их включению в программы и информировать жителей о сроках их реализации. Сегодня как никогда прежде мы чувствуем сплоченность коллег - участников строительной отрасли и ощущаем поддержку власти, поэтому уверены, что сможем успешно решать столь непростые задачи.

    Поделиться