Как рассказала Наталия Киселева, почти каждая столичная школа присоединилась к одному или нескольким проектам предпрофессионального образования, впервые стартовавшим восемь лет назад. Сейчас их девять - предпринимательские, кадетские, инженерные, медицинские, академические, спортивные, ИТ, медиаклассы и педагогические классы, всего около тысячи на всю Москву. В сентябре открылись и новые направления - космический и авиастроительный классы. "Нас подтолкнула к этому сама жизнь. Предпрофессиональная ранняя подготовка школьников помогает нам в решении главной задачи обучения - вырастить востребованных специалистов", - рассказала Киселева.
В частности, на появление авиастроительных и космических классов повлияло создание Национального космического центра, запуск которого в Москве планируется в 2024 году. "Космических" ребят помогают готовить, как и школьников по другим проектам, ведущие профильные вузы и компании. В данном случае - специалисты корпорации "Роскосмос", Научно-исследовательского центра подготовки космонавтов имени Гагарина, МГТУ им. Баумана, МАИ. Как рассказал начальник управления довузовской подготовки МАИ Александр Гетманов, самое главное правило в совместной деятельности школы, вуза и будущего места работы - обучать детей так, чтобы потом школьнику не сказали: "А теперь забудь о том, чему тебя раньше учили". "Курирую авиастроительные классы в девяти школах, у нас запланировано тесное сотрудничество с ведущими КБ в авиастроении, в том числе и по подготовке ученических проектов, - продолжал Гетманов. - Это почти целевая программа, более того, не исключаю, что часть ребят смогут после школы совмещать профильную работу и обучение в МАИ".
По его мнению, мотивировать ребят на профессию нужно еще раньше, с 5-го класса. На что Ирина Курчаткина, директор школы N 1474, где уже есть космический и авиастроительный классы, заметила, что в старшую школу идут уже замотивированные ученики. "У нас был большой конкурс на эти направления, - рассказала она. - Схожая ситуация и в других школах. Сейчас тема космоса актуальна, как и самолетостроение, а значит, на таких специалистов будет спрос".
По словам директора административного департамента "Роскосмоса" Дмитрия Шишкина, проекты, связанные с космосом, - длинные, порой не хватает жизни одного исследователя, чтобы завершить тему.
Почти 40 процентов учебного времени старшеклассники в предпрофессиональных классах тратят на погружение в профессию. Уроки, лекции, внеурочная деятельность... Могут быть у них даже тематические каникулы, какие, например, практикуются в инженерных, ИТ и медицинских классах, во время которых ребята ездят с экскурсиями по возможным будущим местам работы, участвуют в тематических конференциях, слушают лекции преподавателей профильных вузов. А успешно сдав предпрофессиональный экзамен, они получают 10 баллов к ЕГЭ, а нередко и приглашение на работу.