По его словам, несмотря на некоторую амбициозность, планы эксперимента не меняются. К 31 декабря 2025 года Сахалин должен достигнуть углеродной нейтральности. Это подразумевает выполнение задач, как напрямую связанных с климатической повесткой - создание методики и классификации низкоуглеродных проектов, создание системы торговли углеродными единицами, так и практические задачи, больше связанные с экологией. Например, разработка и использование технологий для сокращения и улавливания вредных выбросов в атмосферу, перевод на газ 145 котельных, газификация 37 тысяч домов и квартир, закрытие и модернизация мусорных полигонов, повышение энергоэффективности, доведение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) области с 1% до 15-28% в генерации электричества.
На все это у Сахалина есть чуть более трех лет. Эксперимент стартовал 1 сентября этого года. При этом его разработка и обсуждение велось в 2020-2021 году, когда Россия в своих климатических целях больше ориентировалась на Европу, а не на Азию, как сейчас. По мнению участников дискуссии, из-за этого в дальнейшем возможна некоторая корректировка в методике учета выбросов углерода и оценке низкоуглеродных проектов, а также некоторые технические сложности, но глобально пересмотра целей и планов не будет.
По словам президента ЦСР Владислава Онищенко, уникальность эксперимента на Сахалине в том, что он затронул все сферы экономики области, а не какую-то одну отрасль. Ранее подобные эксперименты, в Европе и Азии, проводились на каком-то одном сегменте хозяйства, а не в целом.
Особое мнение высказал партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин, который отметил, что для роста инвестиций в низкоуглеродные проекты нужно связать климатическую повестку с социально-экономическим развитием каждого региона и точно сформулировать, для чего необходимо развивать эту сферу. В Европе климатическая повестка была увязана с целью достижения энергетической независимости региона, а в Китае - с необходимость улучшить экологию - сокращением вредных выбросов в атмосферу. Нам также нужно определиться с этим, чтобы климатическая повестка перестала восприниматься, как дополнительная нагрузка на бизнес.