С этими вопросами "Российская газета" обратилась к вице-президенту Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергею Ромашкину.
Сергей Анатольевич, так к каким визовым проблемам надо готовиться?
Сергей Ромашкин: Правило первого въезда по шенгенской визе действовало всегда, но в странах ЕС за ним особенно не следили. Например, визу выдавала Финляндия, а турпоток получали другие страны.
Сейчас, думаю, будут более жестко отслеживать въезд граждан России именно в ту страну, где получен шенген. Во-вторых, европейские власти могут ограничить въезд. Если, допустим, вы получили французскую визу, то должны перемещаться по территории Франции.
Но в Евросоюзе нет границ!
Сергей Ромашкин: Нет. Но туриста достаточно легко отследить по отелям, где он остановился. Если, конечно, задаться такой целью.
Так что выявить нарушения не составит труда. Как и усложнить жизнь туристу из России - укоротить визы (выдавать только под поездку), удлинить сроки их выдачи до 45 дней.
И как же сейчас проходит выдача туристических виз?
Сергей Ромашкин: По нашей информации, Италия, Испания, Греция продолжают выдавать туристические визы россиянам по тем же правилам, как и раньше. Увеличился только визовый сбор - с 35 до 80 евро сейчас.
А сроки ожидания выдачи шенгена - две-три недели. Но это касается только тех, кто подавал документы в конце августа-начале сентября. Каким сейчас будет срок ожидания туристической визы, мы узнаем только в начале октября. Визовые центры пока сами не знают, как долго будет идти рассмотрение документов. Ждут разъяснений со стороны своих консульств. Пока вопросов больше, чем ответов.
Ваш прогноз: будет значительно труднее получить визу?
Сергей Ромашкин: Я не жду какой-то визовой катастрофы. Ну придется подавать документы пораньше - не за две недели, а за четыре. Или принести более развернутую банковскую справку не на одной, а на пяти страницах. Все это решаемо.
Недавно прошла информация со ссылкой на официального представителя Европейской комиссии по внутренним делам Анитту Хиппер, что около миллиона россиян сейчас имеют действующие шенгенские визы. Но почему-то этот миллион не рвется со своими визами ехать в Европу.
На самом деле, основная проблема поездок в Европу вовсе не визы, а отсутствие прямого авиасообщения, дороговизна билетов. Мой коллега два года назад летал в Молдавию за 12 тысяч рублей и считал, что это дорого. На днях купил билет до Кишинева за 120 тысяч. Пришлось лететь по работе.
Да и в самой стране можно нарваться на проблемы...
Сергей Ромашкин: Стоп-факторов слишком много: как бронировать отели, где взять банковскую карту, чтобы ей рассчитываться за товары и услуги?
Визы, конечно, влияют на сам процесс, но не кардинально. На самом деле есть много других ограничений, которые сказываются на принятие решения посетить конкретную страну Европы. И главное - нашим туристам не очень комфортно ехать в страны, которые нас не любят.