На фестивале "Меридианы Тихого" состоялась премьера дебюта Сергея Кальварского "Волнами"

Владивосток, где вчера завершился 19-й Международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого", в приближении немного напоминает Италию. Неаполь, например. И знаете, чем интересны портовые города? В них всегда есть места с сокровищами, привезенными со всего мира. Фестивальных фильмов это тоже касается. И каждый мог найти свои.
пресс-служба кинофестиваля "Меридианы Тихого"

Например, автор этих строк в основном конкурсе открыла для себя новое имя. Сергей Кальварский пишется без приставки "младший". Многих, кто в индустрии, это путает. Скажем, недавно пришла новость, что завершились съемки сериала "Фишер", где Сергей Кальварский - один из продюсеров. Но это - другой Кальварский, чье имя любителям кино хорошо известно. Дебютант же фестиваля во Владивостоке, автор фильма "Волнами" - сын: с отцом (он - в "Фишере" и не только) они по имени-фамилии полные тезки.

В основном конкурсе на "Меридианах..." в этом году были представлены два российских фильма. Один из них - "Похожий человек" Семена Серзина показывали в программе "Русские премьеры" на ММКФ. А у картины "Волнами" Сергея Кальварского премьеры ранее на было.

Картина снята очень бюджетно, хотя за ней - в плане средств и продвижения - и стоят две солидные организации: Президентский грант и Фонд Александра Сокурова "Пример Интонации".

С первых же кадров "уносит". Вроде бы обычная картина - поезд, два человека, рельсы - купе - рельсы... Однако снято так, как никто ранее не снимал. Монтаж тоже особенный. И - самое главное - фильм начинается со сна. Показать сон на экране - искусство особое, неподвластное многим. Но здесь зритель понимает, что его сейчас ждет волшебный сон (а он и есть кинематограф) почти на час (хронометраж картины 55 минут).

Два друга едут записывать звуки. Для фильма. Непонятно толком куда - лишь позднее "прорисовывается" Забайкалье, Мраморное ущелье, остатки ГУЛАГа... Про лагеря - и фильм, над которым по сюжету ведется работа, и, в какой-то степени, и тот, который мы смотрим. А тут еще более удивительное изображение - вид из окна поезда, когда на природу накладываются лица, звучит странная "музыка эпохи". И речь...

Сергей Кальварский - тот, который 1992 года рождения, и автор сценария фильма. Слов в картине - немного. Но кажется, что состоявшийся писатель написал то, что в итоге превратилось в самую настоящую кинодраматургию. Позволим себе несколько цитат: "Вначале было слово. Но вряд ли это слово было "человек". От наших слов одни беды...". "Место казалось живым. Оно разговаривало языком тумана", "Детство покрыто испариной". Про Мраморное ущелье: "Виденные мной фотографии уничтожали его настоящий масштаб". А картинка - пейзажи на фоне людей, люди на фоне пейзажей... Черное - на белом. Белое - на черном, серое. И … звук.

Картина "Волнами" - из тех, которые ни в коем случае нельзя смотреть дома на компьютере. И даже не всегда обычный зал кинотеатра подойдет. Потому что ее нужно слушать, звуки в ней - главное. Исполнитель одной из ролей - реальный звукооператор. И в руках у героев - тот самый "мохнатый" киномикрофон, который фиксирует звуки самым наилучшим образом.

Автору можно быть благодарным не только за литературу в сценарии, но и за то, что его картина - отрада для слуха. Бывает, когда создатели фильмов обрушивают на зрителя такую какофонию, что тот устает от фильма больше, чем если бы работал на лесопилке. Здесь же каждый смотрящий превращается, как говорится, в "одно большое ухо", чтобы не пропустить ни одного шевеления листка на экране (то же самое в какой-то момент происходит и с героем, но позже - он словно слышит и зал). "Волнами" - это еще и звуковая медитация, которая - да - лечит смотрящего, и позволяет глубже проникнуть в "недра" картины. Прочувствовать... Что?

Картина удивительным образом патриотична - в том плане, что наполнена не только любовью к российской земле, но и болью за нее. И все - не прямо, в лоб, с лозунгами и знаменами. Говорится без слов, показывается без назиданий...И все сразу становится понятно. И дает такое кино больше, чем спекуляция и конъюнктура на исторических событиях. Вот, например, ближе к финалу - показано, как вынесло наверх "кости затопленных деревень" (слова режиссера). И сами деревни под водой сняты так, словно ты сам оказываешься в глубоководной маске, смотришь и удивляешься - почему на дне не корабли. Русская деревня - как Атлантида.

Параллельно, в другой - не конкурсной - программе "Честь и слава" на "Меридианах Тихого" показывали фильм еще одного ученика Сокурова - Александра Золотухина - "Брат во всем", который был отобран в этом году в одну из программ Берлинале. Можно было вспомнить дебютный фильм Золотухина, который также показывали в Берлине, "Мальчик русский". Там - напомним - речь шла об ослепшем солдате, у которого во время Великой Отечественной была профессия "слухач". Звуки играли особую роль и в той картине. И сравнивать дебютные творения двух молодых режиссеров весьма любопытно.

Как можно догадаться из написанного выше - картина "Волнами" черно-белая, так же, как и фильм Семена Серзина "Похожий человек". Молодые кинематографисты предпочли видеть сегодняшний мир таким? Не "расписывать" его в красках? По поводу фильма "Похожий человек" (он основан на пьесе Дмитрия Данилова "Свидетельские показания") на пресс-конференции поделилась наблюдением его продюсер Наталья Мокрицкая: "В Москве при просмотре смеялись. Здесь (на "Меридианах Тихого- Прим. С.А.) плакали".

А фильму "Волнами" аплодировали. Долго - насколько это возможно на позднем утреннем сеансе во Владивостоке. Жаль только, что автор ушел - не услышал этих аплодисментов.

… Классик советского кино, режиссер Вадим Абдарашитов, который работал в жюри фестиваля, на своем Мастер-классе сказал, мол, если вы попробует пересказать фильм словами получится, мягко говоря, ерунда. Так что советуем найти любую возможность посмотреть фильм "Волнами". По информации автора этой статьи его покажут вскоре в Москве на одном из кинофестивалей авторского кино. Обязательно оповестим.

Кстати, вчера на церемонии закрытия фестиваля "Меридианы Тихого" вручили призы.

Фильм "Волнами" получил Диплом жюри за звуковое решение. Фильм "Похожий человек" - такие награды: "Лучшая женская роль: актёрский ансамбль (Ольга Лапшина, Виктория Исакова, Таисия Вилкова и Любовь Толкалина).

Приз Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов РФ - За лучшую художественную постановку полнометражного фильма (Любовь Иванова).