Российские власти на страже стрит-арта: уличное искусство становится частью официальной культуры

Если раньше граффитчики ассоциировались с деклассированными элементами общества и подпольными субкультурами, то сейчас талантливых авторов, работающих в этом направлении, все чаще называют профессиональными художниками, а их работы вызывают интерес не только у городских жителей, но и у властей. Самый яркий пример - английский стрит-артист Бэнкси. Такие мастера есть и в России.
предоставлено Агентством креативных индустрий

На деловой программе Created in Moscow, организованной Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы на ярмарке молодого современного искусства blazar, прошла сессия "Улица как галерея: что можно и что нельзя". На ней арт-директор Центра современного искусства "Винзавод", основатель и куратор биеннале уличного искусства "Артмоссфера" Сабина Чагина; художник, культуролог, ведущий научный сотрудник волго-вятского филиала ГММИ им. А.С. Пушкина, приглашенный резидент студии "Тихая" Алексей Старков и модератор, заместитель генерального директора Музея Москвы по развитию Мира Тесленко обсудили, как развивается искусство в общественных пространствах с точки зрения художественного процесса и закона, а также - что можно и нельзя делать художникам на городских улицах и площадях.

По мнению всех участников дискуссии, уличное искусство - это естественное и стихийное явление, которое будет существовать всегда, несмотря на любые запреты. "Тенденции не меняются уже на протяжении 50 лет, - уверена Сабина Чагина, - есть стены города и художники, желающие заявить о себе, манифестировать свое творчество, привлечь к себе внимание. Бороться с этим бесполезно. Более того, именно такие люди тоньше чувствуют город, его энергию, и поэтому их произведения искусства уникальны. Лучшая помощь - просто не трогать их и по возможности выделять территории для свободного творчества. Более того, мировой опыт доказывает, что такие места становятся настоящей меккой для туристов".

В России пока нет подобных пространств, однако, по словам спикеров, сейчас известные стрит-артисты в нашей стране, такие как Миша Most, Алексей Лука и Дмитрий Аске, уже активно работают на госзаказ и создают произведения для галерей. На уличном искусстве начинают зарабатывать российские бренды, а сами его формы становятся по-настоящему монументальными. "У граффитчиков набита рука. Они чувствуют масштаб, колористику. Они больше других мастеров ориентируются в городском искусстве", - уверена Сабина.

Не без поддержки городской администрации Нижний Новгород стал негласной столицей стрит-арта, в которой представлено около 50 точек с произведениями уличного искусства. "Все произошло органично. В начале 2000-х уличные художники стали обращать внимание на старые деревянные дома, которые "болели", нуждались в обновлении, и выбрали их в качестве потенциальных объектов для своих экспериментов. Важно отметить, что прежде чем начать рисовать, они общались с местными жителями, интересовались, насколько органично это будет для них", - рассказал Алексей Старков. Самый известный нижегородский уличный художник, он же режиссер и автор изданий в сфере уличной культуры, - Никита Nomerz - создал фестиваль стрит-арта "Место", который поддержали местные власти.

В Москве же официальные структуры поддержали акцию "Винзавода" во время фестиваля "Лучший город земли", когда арт-пространство инициировало роспись стен вдоль железнодорожных путей от Курского вокзала. По словам Сабины, когда в 2013 году была запрещена часть наружной рекламы, власти серьезно заинтересовались стрит-артом как ее альтернативой. Расширяя поле зрения, участники дискуссии отметили, что в России с уличном искусством дело обстоит гораздо лучше, чем в Европе. Если в нашей стране автор незаконно нанесенного на стену города изображения отделается штрафом в 40 000 рублей, то в Берлине штраф составляет 5 000 евро, хотя этот город считается цитаделью современного искусства. В Хельсинки такую же сумму можно заплатить за незаконно наклеенный стикер на световом столбе. В этом смысле российские законы гораздо более лояльны, а уличные художники уже не воспринимаются как аутсайдеры. Они все активнее занимают свои ниши в официальном культурном поле.