"Это истории из первых уст, их рассказывают люди, которые знают тех, о ком они говорят, - подчеркнул перед премьерой Владимир Машков и, конечно, не смог промолчать о том, что для донецких актеров сегодня любые спектакли и любые гастроли сродни поступкам настоящих героев. - Очень трудно оставаться человеком и воодушевлять других, когда твой дом может быть разрушен".
Второго сентября, когда актеры донецкой муздрамы готовились к гастролям, рядом с театром разорвался снаряд. Осколками посекло фасад, местами выбило стекла, разрушения есть даже в некоторых кабинетах. Артисты и сотрудники театра, конечно, постарались быстро все прибрать, искусство требует порядка. Даже во время войны. И снова - в бой на своем, как они говорят, культурном фронте.
В Донецке постановку "Я знаю правду" смогли лишь записать на видео, театры после начала спецоперации на зрителей не работают, поэтому в Москву, по сути, повезли премьеру.
По факту в документальном спектакле, который для музкомедии в принципе не характерен, они выступают не просто как актеры. Как послы мира, которые до этого же мира из Москвы пытаются докричаться.
"Спектакль возник на основе книги "Война в Донбассе: народная летопись", которую выпустили недавно в ДНР, - говорит директор театра Наталья Волкова. - Истории мы специально не собирали. Оставили жесткую, голую правду о том, что происходит с нами, и этот спектакль - наш крик души".
Истории дончан в полноценный спектакль превратила режиссер Алла Ульянова, она смогла подняться над публицистикой, на помощь пришли стихи, которыми перебиваются монологи дончан. Впрочем, и это правда - русское слово на Донбассе сегодня и спасает, и воодушевляет. Еще одна режиссерская находка - обращения к Украине, к Европе, ко всем диванным всезнайкам, "которые лучше нас знают, что происходит в Донецке".
"Приезжайте", - зовет актриса, но понятно даже по ее интонации, что "всезнайки" не приедут. А факт гастролей восьми смелых актеров проигнорируют. Смелых не только потому, что, по словам Машкова, продолжают под обстрелами "помогать другим находить основание для жизни". Смелых - потому что даже под мирным московским небом они добровольно пошли на то, чтобы раз за разом, от репетиции к спектаклям переживать войну.
"Нам очень сложно. Поверьте, все мы в колоссальном напряжении. У многих из нас остались родные, дети, мы постоянно звоним им, переживаем. Но мы понимаем, что не приехать сюда и не показать этот спектакль было бы малодушием, любой голос с правдой о Донбассе нужен", - сказал народный артист ДНР Владимир Швец.
Когда актеры из своего "подвала" заговорили за потерявших детей родителей, зал наполнился слезами. Первыми не выдержали студенты театральной школы Табакова. Пригласить их на спектакль была идея все того же Машкова - он понимает, что один такой вечер заменит многим годы взросления.
В какой-то момент грань между актерами и их героями стерлась. Если она вообще была. Зрители слушали тихие и отчаянные монологи врачей, учителей, электромонтеров... И вдруг, когда совсем не было очевидно, что дело близится к финалу, - зал разом встал.
После спектакля-исповеди актеров не отпускали бесконечно долго. Аплодисменты - это все, что в этот момент зрители могли дать и гостям, и тем, кто остается в Донецке.
Из Москвы дончане едут в Нижний Новгород. Камерный документальный спектакль о Донбассе не требует огромных сцен, фур для перевозки реквизита... От принимающей стороны требуется только мужество.
"Спектакль не сможет остановить пулю, но спектакль может остановить стреляющего. Я знаю, что многие молодые ребята из Донецкой муздрамы находятся на фронте. Многие пострадали. И несмотря ни на что труппа делает все возможное, чтобы сохранять живую русскую душу и воодушевлять и вдохновлять людей. Это очень сложно.
Вы знаете, мы все здесь такие плотные, для многих ничего и не происходит, для кого-то, может, начинает происходить, кто-то волнуется. Но я вот слушаю ребят из Донецка, у них другие голоса, у них другие основания, они держатся за живую душу. За это огромная им благодарность.
Наш театр в этой непростой ситуации продолжает делать все, что в наших силах. Мы ездим по госпиталям, а как только появится возможность, мы приедем в Донецк, дадим спектакли и оставим необходимое их театру оборудование".