Утром 16 сентября жители населенных пунктов, расположенных по обе стороны киргизско-таджикской границы в юго-западной части Ферганской долины, проснулись от автоматной стрельбы. Вскоре многим из них пришлось спасаться бегством. На дома посыпались мины и снаряды, а бои быстро сместились от линии условного водораздела в жилые кварталы. Через несколько часов запылало практически по всему периметру границы. Стороны применили тяжелое вооружение, включая авиацию и бронетехнику, а ракеты из РСЗО поразили аэропорт и окраины административной столицы Баткенской области Киргизии.
Прологом к конфликту послужил инцидент, случившийся двумя днями ранее. Утром 14 сентября на одном из спорных участков границы завязалась перестрелка между группами военных. Чуть позже - еще одна, а затем - еще. В ход пошли минометы. Погибли два человека, еще несколько получили ранения. Стороны обвинили друг друга в провокации. Конфликт удалось погасить путем переговоров - на уровне глав обладминистраций и представителей погранслужб. Местные чиновники, к сожалению или к счастью, успели получить богатый опыт урегулирования подобных ЧП. Инциденты с применением оружия на киргизско-таджикской границе в последние годы, как бы ужасно это не звучало, стали явлением привычным.
Киргизия и Таджикистан имеют протяженную границу, изобилующую спорными участками. Стороны пытаются закрепить за собой земли, пригодные для сельского хозяйства, и источники воды. И того и другого в регионе катастрофически мало. Проблему усугубляет то, что ни Бишкек, ни Душанбе не желают привлекать в процесс раздела территорий независимого арбитра. Таковым может выступить Россия, обладающая обширной архивной базой, которая облегчила бы процесс демаркации границы. Но пока южные партнеры от подобной помощи отказываются.
Днем позже - 15 сентября - в Самарканде открылся саммит ШОС, на который прибыли главы Киргизии и Таджикистана Садыр Жапаров и Эмомали Рахмон. Каждый из них провел ряд двусторонних встреч с коллегами из дружественных стран, но, увы, ни тот, ни другой не переговорили друг с другом. Атмосфера на границе, тем временем, накалялась. Источники с мест сообщали о появлении у спорных участков вооруженных крепких мужчин в гражданском, а Камчыбек Ташиев - глава спецслужб Киргизии, в состав которых входят погранвойска республики, признался, что не исключает эскалации.
Следующий день стал очень долгим для жителей обеих республик. По обе стороны границы пылали дома, захватывались школы, разрушались социальные объекты. Источники с мест сообщали о мародерстве и разграблении торговых точек, атаках на медиков и обстрелах гражданских, пытавшихся спасти себя и детей. Остановить безумие удалось только встречей на высшем уровне. Президенты двух стран договорились о прекращении огня и отводе сил ближе к вечеру 16 сентября. Однако стороны продолжали обмениваться ударами - пусть и не так интенсивно - и на следующий день.
Сегодня жизнь в приграничных населенных пунктах обеих стран практически замерла. Чтобы сюда вернулись люди, надо восстановить разрушенные дома и необходимую инфраструктуру, а это кажется практически невозможным в свете близкой зимы. Очередной конфликт на киргизско-таджикской границе завершился напряженным затишьем.
- Есть провокаторы и третьи силы, - утверждает глава правительства Киргизии Акылбек Жапаров. - Но, думаю, и у наших военных, и у политических деятелей хватит разума и сил погасить конфликт.