Польша открыла канал, который угрожает калининградской природе

Польские власти ввели в эксплуатацию судоходный канал, проходящий через Балтийскую косу и напрямую связывающий польский порт Эльблонг с Балтийским морем. Как отмечает ТАСС, водная артерия, по мнению Варшавы, избавит польские корабли от необходимости прохода через российские территориальные воды и обеспечит прямой доступ в Калининградский залив. Президент Польши Анджей Дуда восторженно назвал проект "большой победой" Варшавы.
Ради прокладки канала через Балтийскую косу власти Польши не обращали внимания на экологический ущерб.
Ради прокладки канала через Балтийскую косу власти Польши не обращали внимания на экологический ущерб. / gov.pl

В реальности же "Большая польская победа" - это водная "соломинка" длиной чуть больше километра и шириной 20 метров. При его прокладке польские власти не обращали внимания на ущерб, наносимый экологии, хотя эксперты не один год выступали с критикой польских планов. Вырубка деревьев, нарушение экосистемы и риск утраты уникальной фауны Балтийской косы - такова цена новой польской "достопримечательности". Учитывая, что канал проложен в двух шагах от российской части косы, польский проект - это бомба замедленного действия для калининградской природы. Все годы, пока велось строительство, Варшава демонстративно пренебрегала и международным правом, в частности Конвенцией Эспо. Согласно этому документу приграничные проекты с потенциальной угрозой экологии необходимо согласовывать с соседними государствами.

В Варшаве не скрывали, что прокладка канала имела только политическую подоплеку

В Варшаве никогда не скрывали, что прокладка канала имела исключительно политическую, а вовсе не экономическую подоплеку. Открывая канал, Дуда заявил: канал нужен, чтобы не спрашивать разрешения у "враждебной" России для доступа на морские просторы. "Открытие канала укрепит наш суверенитет от России", - приводит ТАСС слова Дуды. Ради этой "польской мечты" Варшава не пожалела свыше 400 миллионов долларов, а само открытие было обставлено максимально помпезно. Для придания событию всепольской значимости его в прямом эфире освещало местное телевидение.

Однако британское издание The Economist открыто намекает, что польская затея обречена на провал, а заявленная стратегическая важность проекта не более чем фантазии Варшавы. По мнению издания, польские военные корабли в этом узком и мелководном "горлышке бутылки" окажутся как на ладони для российских вооруженных сил в Калининградской области. Экономическое значение канала также находится под большим вопросом: гражданские суда довольно редко используют порт Эльблонг, который вообще-то торгует преимущественно с Калининградом. Хотя, точнее, торговал до введения санкций Евросоюза. В частности, основными статьями этой торговли были торф и деревянные поддоны. Поэтому куда будут плавать польские суда через помпезно открытый канал, кажется, не знают даже польские власти. Более того, поляки еще не достроили водную трассу до самого Эльблонга, а это еще 900 метров: в Польше не могут решить, кто именно должен платить за этот никому не нужный и финансово обременительный "банкет".

The Economist утверждает, что новый канал - это прежде всего плод польской пропаганды, логично укладывающийся в канву антироссийской политики Варшавы. Впрочем, есть еще одно предназначение инфраструктурного "шедевра" поляков: строительство канала и его всяческое восхваление необходимо правящей партии, чтобы укрепить свои ослаблен- ные позиции внутри страны. Примечательно, что главным идеологом строительства канала стал Ярослав Качиньский - лидер правящей партии "Право и справедливость". Растущая как на дрожжах инфляция больно бьет по благосостоянию польских граждан. Открытие нового канала позволит властям на время приподнять свои рейтинги. Ради внутриполитических целей Варшава с легкостью готова пренебречь и экономической целесообразностью, и экологией.