Пока общий объем грузоперевозок внутри страны вырос с начала года на 4%. В январе - августе по сети РЖД перевезли 1 млн 669 тысяч груженых и порожних контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, равный объему стандартного контейнера. - "РГ").
При этом, если оценивать все виды сообщения, включая экспорт, импорт и транзит, всего отправили 4,3 млн ДФЭ (+0,6%). Стабильно увеличиваются перевозки удобрений (рост в 2,4 раза), продовольственных товаров (+26,4%) и строительных грузов (+19,6%).
Кроме Восточного полигона развиваются порты Азово-Черноморского бассейна. За январь - август погрузки там выросли на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 61 млн тонн. Показатель пока не очень значительный, но тенденция намечается.
"Наиболее развитая транспортная инфраструктура у нас именно на Западе. Новую на Востоке быстро построить не получится. Так что даже в Азию, роль которой в нашей торговле существенно возросла на фоне санкций, грузы ближе и дешевле получается везти через Черное и Средиземное моря и Суэцкий канал", - говорит генеральный директор УК "ИВА Траст" Виктор Шахурин.
Чтобы перевозки как на юге, так и на востоке развивались, РЖД требуется больше средств. Их планируется привлечь за счет грузоотправителей. Впрочем, последние против. Недавно в СМИ появилась информация, что стоимость тарифов на грузоперевозки поднимут. Идея индексировать тарифы на грузовые перевозки по железной дороге на 9,8% была предложена в сентябре генеральным директором - председателем правления ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым на совещании с представителями заинтересованных министерств и участников рынка, сообщил источник в отрасли. Минэкономразвития представило иную оценку ситуации, с которой не согласились в РЖД, говорит собеседник "РГ". Через несколько дней на другом совещании, у первого вице-премьера Андрея Белоусова, предложение РЖД было озвучено уже как окончательное решение, которое будет готовиться для рассмотрения в правительстве.
В РЖД ситуацию не комментируют.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта тем временем отметили, что качество планирования инвестиционной программы в целом вызывает серьезные опасения. Если смотреть на все инвестпрограммы за последние годы, они не осваивались, на что указывала Счетная палата, заметили в организации.