Собственно, и пьесу эту прославила и ввела в общетеатральный обиход первая постановка во МХАТе - тогда, в 1973 году, Олег Ефремов тоже задействовал в спектакле мхатовских звезд Ольгу Андровскую, Михаила Яншина, Алексея Грибова и других. За минувшие полвека история про компанию стариков, доживающих век в доме престарелых и еженедельно, по пятницам, собирающихся в крохотной квартирке своего друга Франтишека Абеля, полюбилась и режиссерам, и зрителям. В этой трагикомедии видели и притчу, и бытовую драму, и социальную сатиру…
Молодой режиссер Павел Пархоменко, кажется, поставил своей целью единственное - во всей красе показать публике талант моссоветовских звезд, возрастных, но не стареющих артистов.
Роскошная Ольга Остроумова в роли пани Конти пленяет своей неувядающей женственностью. С присущей ей интеллигентной тонкостью она показывает, какой манкой, обворожительной и очень разной может быть настоящая женщина в любом периоде своей жизни. В том числе - и на закате дней. Неслучайно все окружение (а это в основном мужчины) охотно поддаются ее "режиссуре отношений".
К слову, вторая женская роль - юной невесты внука Абеля Даши вполне удалась молодой Анне Михайловской. Прагматичная и обаятельная стервочка, она тоже умеет манипулировать мужчинами. Но если пани Конти режиссирует жизнь вокруг себя так, чтобы каждому в ней становилось уютнее и теплее, а прожитая жизнь казалась возвышеннее и значительнее, то юная Даша решает сугубо приземленные, реалистичные задачи: ей всего-то надо освободить жилье жениха от зажившегося деда.
Евгений Стеблов в роли Абеля с застывшей полуулыбочкой на лице и впрямь порой производит впечатление человека, который, уже не с нами, а где-то на полпути в небеса. И юмор друзей, подсчитавших, что поднимая постояльцев отеля в своем лифте, он за всю жизнь совершил путь, равный расстоянию от Земли до Луны, а потому вполне может считаться космонавтом, выглядит не только метафорой жизни, но и ее итогом.
Эксцентричного часовщика Райнера (Анатолий Васильев) психологи вполне могут назвать акцентуированной личностью: чего стоит хотя бы его попытка влезть по стене на часовую башню, чтобы починить остановившиеся часы! Но его мономания так обаятельна, так возвышает над обыденностью повседневной жизни!
Вот этот романтизм стариков, столь наглядно контрастирующий с приземленностью молодых, мог бы стать лейтмотивом всего спектакля. К сожалению, режиссер не развил эту мысль. Тем не менее, главное ощущение от постановки - жизнь прекрасна в любом возрасте, все зависит от того, каким настроением мы наполним тикающие часики - остается.
На сборе труппы художественный руководитель Театра имени Моссовета Евгений Марчелли представил планы на юбилейный сезон. Ожидается девять премьер. Среди них - три постановки самого Евгения Марчелли. Это "ШекспирГамлет", премьера которого пройдет 1 октября.
А уже 12 ноября публика увидит "Бесприданницу" Островского, постановка пьесы посвящается 200-летию великого драматурга, которое будет отмечаться в 2023 году. Кроме того, весной Евгений Марчелли намерен представить на основной сцене лермонтовский "Маскарад", в который надеется привлечь Виктора Сухорукова для роли Арбенина.
На весну намечены ещё две премьеры большой формы - Анджей Бубень будет работать над "Барышнями из Вилько" Ярослава Ивашкевича, а Гоша Куценко поставит комедию Жана-Франсуа Реньяра "Единственный наследник". Кроме того, Игорь Яцко начнет репетиции "Пиковой дамы".
Еще в честь юбилейного сезона театр планирует провести две лаборатории - режиссёрскую и драматургическую. Последняя будет называться "Московские истории": по итогам конкурса пьес о Москве должны быть созданы два спектакля.