19.09.2022 16:32
Поделиться

Полярники помогут скорректировать прогнозы погоды и цены

Второй день идем по Баренцеву морю. Члены экспедиции "Северный полюс-41" уже совсем освоились на ледостойкой самодвижущейся платформе "Северный полюс". Все мысли - о будущей работе на льдине.

В поисках льдины

Но сначала надо найти такую льдину - площадью километр на два, вводит меня в курс дела начальник экспедиции "СП-41" Кирилл Фильчук. Этим сейчас занимается вышедшее ранее судно. Уже есть пять претенденток на подходящую льдину.

К одной из них, "победившей в кастинге", и пришвартуется платформа, вморозится и начнет двигаться вместе с льдиной. Найти подходящую достаточно сложно, поясняет Кирилл Фильчук. С двухгодичным льдом из-за глобального потепления крайне сложно, найти такой - практически невозможно. Сейчас в плане климата не времена Ивана Папанина, когда льдины были и трехметровой толщины.

Но для успешной работы вполне подойдет и лед, который сформировался год назад, успешно пережил лето и снова начал нарастать. Хотя бы, по словам начальника экспедиции, метр двадцать сантиметров толщиной: "Гигантская площадь льдине для исследований не требуется. Достаточно километра на два, и далее она естественным образом будет нарастать: грядет зима.

Сколько дрейфовать будем?

Льдина выбрана, судно вморозилось. Теперь надо развернуть возле платформы лагерь. Полярники будут ходить "на работу" на лед, а возвращаться "домой" - на судно.

Часть исследований проводят непосредственно с судна, уточняет Кирилл. А некоторые - вдали, потому что присутствие большого объекта может сделать некорректными данные. Так что придется шагать километр-полутора от "дома".

Сказать, сколько продлится дрейф, сейчас невозможно. "Все будет зависеть от траектории, по которой выбранная льдина двигается, - поясняет Кирилл Фильчук. - И когда соответственно начнется ее мощное таяние. В истории были случаи, когда экспедиции из-за ледовых условий длились меньше года, а были и наоборот - долгосрочные".

Платформа "Северный полюс" в автономном режиме может существовать два года. Впрочем, у нее есть вертолетная площадка. Если что - помогут.

Прямая речь

Кирилл Фильчук, начальник экспедиции "Северный полюс-41":

- Наша основная задача - получить новые данные о состоянии природной среды высокоширотной Арктики. И собрать научный материал, сделав серьезный прорыв в ее изучении.

После завершения работы "СП-40", то есть уже девять лет, постоянных сведений не поступало. Теперь есть возможность возобновить их получение. Современное оснащение судна позволит добыть данные буквально по всем средам: от донных осадков, через толщу океана, лед и далее - до верхней атмосферы.

Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ:

- Теперь, когда в нашем распоряжении ледовая самодвижущаяся платформа, мы сможем изучать Арктику комплексно и непрерывно, как она того и требует.

Все полученные данные в онлайн-режиме будут предавать на "большую землю". И уже в ближайшее время их будут использовать для уточнения прогнозов ледовой обстановки для безопасной и эффективной навигации по Северному морскому пути. Это чрезвычайно важно, потому что от качества проводки судов зависит конечная стоимость грузоперевозки в арктических морях.

Россия запустила беспрецедентный по масштабам и научной значимости проект в Арктике. И уже в начале октября 41-я дрейфующая полярная станция должна начать свою работу.

Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.