20.09.2022 14:20
Поделиться

Как российские вузы готовят кадры для электромобильной отрасли

Электрические автомобили, автобусы, самокаты и другие виды транспорта все активнее завоевывают свое место на дорогах России. Как отмечают в Минобрнауки, эта тематика - одна из самых перспективных среди инженерных направлений подготовки, а поэтому привлекает талантливую молодежь. В этом году по укрупненной группе специальностей "Электро- и теплоэнергетика" в российские вузы поступило более 130 тысяч человек.
iStock

Где учиться?

Самым популярным у абитуриентов по программам бакалавриата и магистратуры по укрупненной группе специальностей "Электро- и теплоэнергетика" стало направление "Электроэнергетика и электротехника". Большинство из тех, кто его выбрал - жители столицы России, Московской, Тульской, Брянской, Владимирской, Тверской и Ростовской областей, Республик Чувашия и Дагестан, а также Ставропольского края.

В регионах большинство абитуриентов подавали документы в Ивановский энергетический госуниверситет им. В. И. Ленина, Казанский энергетический госуниверситет, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Новосибирский госуниверситет и некоторые другие технические вузы.

В Москве абитуриенты отдавали предпочтение Национальному исследовательскому университету "МЭИ", Московскому автомобильно-дорожному техническому госуниверситету, Университету "МИСиС", Московскому политехническому университету, МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Так, например, в Бауманке в этом году на 150 бюджетных мест по укрупненной группе специальностей "Электро- и теплоэнергетика" поступило более 1200 заявок, причем большинство из них - на направление "Электромобили".

От Smart-шаттла до электробайка

В числе лидеров по подготовке кадров для электромобильной отрасли остается Московский Политех. В этом году на базе вуза запущена Передовая инженерная школа электротранспорта, где с 1 октября студенты будут учиться по трем магистерским программам и создавать собственные проекты.

- По итогам двухлетнего обучения под руководством наставников из индустрии наши студенты выйдут на рынок подготовленными специалистами, а работодатель получит сформированную команду для конструкторского бюро. Трудоустройство мы гарантируем, - отмечает директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.

Несмотря на то, что на обучение в инженерной школе еще идет набор, студенты вуза давно и активно участвуют в проектах по созданию разных видов транспорта на электроприводе. Одна из разработок - Smart-шаттл для городских парков. Компактный электромобиль на автоматическом управлении может развивать скорость до 40 км/ч и перевозить до 4 пассажиров по заранее заложенным в программу маршрутам.

В арсенале разработок инженеров Московского Политеха есть и электробайк. В этом году новая версия такого мотоцикла участвовала в экстремальном фестивале скорости "Байкальская миля". Скорость "полета" по льду - до 210,397 км/ч. Также студенты вместе с наставниками работают над электрификацией квадроцикла. Первый прототип из отечественных компонентов уже на этапе сборки.

В регионах тоже есть свои флагманы в сфере электротехнического образования. Например, Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ).

За последний год по программе Минобрнауки "Приоритет 2030" в университете созданы две современные профильные учебно-научные лаборатории и студенческое проектно-конструкторское бюро. Открыты и новые направления подготовки: "Электромобильный и беспилотный транспорт" и "Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры", на которых учатся более 80 студентов.

Инженеры КГЭУ работают над созданием не только электротранспорта, но и отечественной инфраструктуры для его обслуживания. Так, студентам вуза удалось разработать собственный комплекс для диагностики зарядных станций электромобилей. В отличие от зарубежных аналогов у российского устройства шире функционал и ниже стоимость.

Опытный образец, приближенный к коммерческой версии, команда инженеров планирует создать в течение года.

"У нас уже есть приблизительная схема с расположением элементов и описанием функционала, написана часть программного обеспечения. В рамках стартапа планируем довести разработку до функционирующего устройства, завершив электрическую схему, программное обеспечение и корпус", - добавил Булат Сафиуллин.

По итогам будет создано два вида устройства: универсальное для массового применения и прибор с расширенным функционалом для персонала, производящего и обслуживающего зарядные станции.

Справка "РГ"

Для повышения качества инженерного образования в России Минобрнауки разработало проект "Передовые инженерные школы". В этом году были определены 30 университетов, на базе которых в сотрудничестве с ведущими предприятиями страны и госкорпорациями создаются такие школы. Передовые инженерные школы при поддержке индустриальных партнеров будут учить студентов по новейшим образовательным программам, подготовят высококлассных специалистов и решат сложные инженерные задачи в интересах этих компаний и отраслей.