Новую модель транспорта в Белгороде выстроили по формулам

Маршрутная сеть общественного транспорта Белгородской агломерации не претерпит существенных изменений, несмотря на прежние планы властей полностью ее перекроить. Если раньше чиновники анонсировали трехуровневую, пересадочную модель работы автобусных маршрутов, которая позволяла бы пассажирам сменить несколько автобусов за время пути, но заплатить только один раз, то теперь от этой идеи решили отказаться. Эксперты объяснили, почему, и рассказали, как будет работать белгородский общественный транспорт в будущем.
Троллейбусов в Белгороде с недавнего времени нет - остались одни автобусы.
Троллейбусов в Белгороде с недавнего времени нет - остались одни автобусы. / Анна Скрипка/РГ

Шквал негодования

В Белгородской агломерации для обслуживания пассажиров после ликвидации троллейбусного движения остались только автобусы. Чиновники профильных министерств пока говорят о перспективах электробусов, однако и их называют весьма туманными из-за высокой стоимости бестопливных машин. Предложенная полтора года назад трехуровневая маршрутная сеть для белгородского общественного транспорта учитывала в том числе и электропарк, однако старт работы над ней много раз переносился. Примечательно, что придуманные разработчиками маршруты трех уровней - от тех, что пронизывают город в самых разных направлениях, до самых коротких, подвозящих жителей массивов ИЖС к активным транспортным артериям, - уже сами по себе повторяли конфигурацию существующей сети общественного транспорта. Однако при условии бесплатной пересадки из одного автобуса в другой в точках пересечения маршрутов, как задумывали аналитики-разработчики, количество автобусов на городских улицах значительно сократилось бы. Но эта, казалось бы, благородная цель самими пассажирами была встречена в штыки.

Категоричность белгородцев против пересадочной модели вылилась в десятки тысяч жалоб, которые пришли в профильные региональные структуры. Хотя, как отметил курирующий сферу транспорта замглавы региона Владимир Базаров, жалобами эти сообщения и назвать нельзя.

- Это был просто шквал негодования, - отметил он. - Нам поступило более 60 тысяч сообщений. Люди однозначно дали понять: на общественном транспорте они хотят как можно комфортнее добраться из одной точки в другую. Без каких-либо пересадок.

Обработав все сообщения белгородцев на эту тему, чиновники, которые обязаны принять решение о дальнейшем развитии общественного транспорта, решили, что даже тестировать трехуровневую систему не стоит. И маршрутную сеть начали разрабатывать заново с помощью экспертов Научно-исследовательского института автомобильного транспорта. От резонансных реформ решили отказаться, и, по сути, теперь маршрутную сеть Белгородской агломерации нельзя назвать новой. Она остается прежней, но не без существенных - прежде всего для пассажиров - поправок.

Математическая модель позволяет просчитать, где общественный транспорт потребуется в будущем

Поехали

Первое, что сделали аналитики, - оценили текущий пассажиропоток. Для этого проанализировали данные биллинга о передвижении белгородцев по нынешним маршрутам. Это позволило понять, какие из направлений наиболее загружены. Эксперты пришли к логичному выводу: на отдельных маршрутах достаточно добавить пару автобусных рейсов, и это решит проблему перезагрузки и нехватки транспорта.

Помимо этого аналитики увидели, что некоторые маршруты - дубли друг друга. Просто один автобус идет на две остановки дальше и стартует раньше другого. Решили, что лучше не делить это направление на два маршрута, а просто увеличить число автобусов.

Поток сообщений от белгородцев стал поводом для создания новых маршрутов. Представитель регулятора пассажирских перевозок региона Маргарита Боброва отметила необходимость запуска автобусов, к примеру, в молодежный жилой массив "Новая жизнь", а также микрорайоны ИЖС, где раньше общественный транспорт попросту не ходил.

Министр транспорта Белгородской области Сергей Евтушенко отмечает, что складывалась парадоксальная ситуация: автобусная остановка есть, но сам транспорт не ходит по этой улице.

- Теперь белгородцы смогут пользоваться там автобусами, - отметил он. - Кроме того, математическая модель, построенная экспертами научного института на основе данных биллинга пассажиропотока, позволяет нам просчитать, где остановочные комплексы и общественный транспорт потребуются в будущем. Могу привести в пример жилой комплекс в поселке "Северный". Когда он начнет заселяться, туда нужно будет организовать маршрут общественного транспорта.

Массу подобных примеров приводят и в самом областном центре. Есть места, куда подвоз автобусами просто необходим, однако там еще предстоит построить остановочные комплексы: это, к примеру, спорткомплекс Светланы Хоркиной, индустриальный колледж, который сейчас по факту располагается практически между двумя удаленными друг от друга остановками. Студентам и преподавателям далеко добираться как от одной, так и от другой.

Список пожеланий

Однако, как отмечают региональные чиновники, все это еще предстоит сделать. Как и выполнить другие пожелания неравнодушных к общественному транспорту белгородцев. Представитель Общественного совета при Минтрансе области Павел Сапожников отмечает, что последних - масса.

- Если я начну вам все зачитывать, не хватит и часа, - отмечает он. - Конечно, здесь масса частных вопросов. И по каким-то мы с Минтрансом пришли к согласию, по другим - продолжаем договариваться.

В качестве примера он привел автобусное сообщение к аквапарку, который располагается в поселке Разумное. Белгородцы написали, что туда пока организованы только два автобусных рейса: утром и вечером. Маргарита Боброва, комментируя эту жалобу, напомнила, что рейсов гораздо больше, но все они идут из центра города, а не из южной его части - Харьковской горы.

- А те рейсы, о которых написали горожане, были организованы по просьбе руководства аквапарка как раз для того, чтобы сотрудникам комплекса отдыха было удобнее добираться на работу, - отметила она. - Конечно, мы учтем и это пожелание, как и многие другие.

Чтобы угодить всем, транспортные компании и организатор пассажирских перевозок должны найти компромисс. Эксперты напомнили, что автобусные маршруты, априори не прибыльные и требующие постоянного бюджетного дотирования, все же не должны приносить колоссальных убытков, курсируя по маршрутам буквально пустыми. Чиновники, в свою очередь, напомнили и о так называемых ночных рейсах. Одно время, среагировав на жалобы, такие автобусы пустили по городу, но они прокатались пустыми месяцы, после чего были отменены. Чиновники признали, что, возможно, загвоздка была как раз в невостребованности маршрутов. Пока же поздние рейсы намерены направить к вокзалам: московскими и питерскими поездами сейчас, когда закрыт аэропорт, пользуется множество пассажиров, однако большая их часть вынуждена вызывать такси, чтобы добраться до дома после поездки.

Так или иначе, маршрутная сеть, по словам экспертов, еще претерпит изменения. В агломерации запущена серия встреч для ее общественного обсуждения. Только в Белгороде состоятся четыре таких мероприятия.

А как у соседей

В Курской области пока не отказались от бесплатной пересадочной модели использования маршрутной сети. Кроме того, регион привлекает свыше 12 миллиардов рублей на модернизацию трамвайной инфраструктуры и подвижного состава для нее, не отказываются от троллейбусов и называют реальной перспективу приобретения электробусов. Эксперты не исключают, что за время реализации того же концессионного соглашения с инвестором, которое предполагает колоссальные вложения в развитие символичного для города курского трамвая, и планы по внедрению новой маршрутной сети могут претерпеть массу изменений. Какими они будут, покажет время.