Поделиться

    Как изменились предпочтения калининградских покупателей

    В Калининградской области в свете последних логистических проблем серьезно выросли цены на ряд товаров. По последним данным Калининградстата, охлажденный лосось с начала года подорожал на 71 процент, ягоды и сухофрукты - более чем на 60 процентов, ценник на сахар увеличился вдвое. Все это вынудило жителей самого западного региона страны войти в режим экономии и искать более дешевую альтернативу привычным супермаркетам.
    Ретейлеры отмечают: покупателей все больше интересуют товары местных производителей.
    Ретейлеры отмечают: покупателей все больше интересуют товары местных производителей. / Дмитрий Макеев/РИА Новости

    У региональных ретейлеров не осталось выбора, кроме как подстроиться под быстро меняющиеся условия рынка. Одним из главных торговых трендов сентября 2022 года, по мнению аналитиков, остается экономичность. Сегодня покупатель идет в магазины с наиболее низкими ценами, ищет товары с промо-скидками и приобретает только самое необходимое в обиходе. Отходят в сторону и популярные бренды: калининградцы все больше внимания уделяют менее раскрученным маркам, не уступающим по качеству популярным аналогам. Конечно, на ассортимент в торговых центрах и моллах повлиял уход с рынка целого ряда зарубежных компаний, однако аналитики подчеркивают, что решающим фактором стало соотношение цены и качества.

    - В 2020 году наблюдалась стагнация рынка, с конца 2021-го спрос начал постепенно восстанавливаться, но при этом стала расти инфляция, - подчеркнул директор по работе с ретейлом аналитической компании Константин Локтев. - Сейчас четко прослеживается тренд: покупатель приобретает меньше, при этом цены растут. Калининградцы сегодня наиболее тщательно выбирают магазины для покупок. Выбор делают в пользу низкого чека, соотношения цены и качества, интересного промо, удобного расположения, широкого ассортимента и постоянного наличия на полках интересующих товаров.

    Из объектов торговли жители Калининградской области все чаще выбирают мини-маркеты площадью до 300 квадратных метров, которые делают ставку на расширение продовольственной продукции. Уверенное лидерство держат дискаунтеры, стоки и магазины у дома. Если говорить о лидерах продаж, то в топе сегодня находятся овощи, зелень, шоколад, фрукты и орехи. Основная положительная динамика продаж - овощи/зелень, хлеб, шоколад, фрукты/орехи.

    Особую роль в условиях экономической неопределенности играет развитие параллельного импорта, к которому все чаще обращаются калининградские "сетевики". После того как многие импортные товары попали в санкционные списки Евросоюза, региональному ретейлу пришлось искать обходные пути для пополнения привычного ассортимента магазинов. Далеко не последнюю роль в налаживании поставок сыграли меры господдержки для пострадавших от санкций предприятий.

    - Многие регионы страны, включая Калининградскую область, ищут возможности для оказания помощи представителям оптово-розничной торговли. Это и изменение законодательства, и внедрение новых форматов продаж, - отметил заместитель председателя регионального правительства Дмитрий Кусков. - В Калининградской области сегодня работают около 10 тысяч ретейлеров, что составляет порядка 30 процентов всех субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. При этом почти половина продаж приходится на торговые сети, поскольку они находятся в шаговой доступности от дома покупателя. Сегодня мы стараемся сдерживать цены для потребителя и обеспечивать доступность товаров. Точки роста для развития производств есть, даже несмотря на трудности с логистикой.

    Калининградцы делают выбор в пользу низкого чека, соотношения цены и качества, интересного промо

    При этом сами ретейлеры отмечают, что калининградцев все больше начинают интересовать товары отечественного производства. Это хороший шанс для российских брендов встать на полку наравне с импортными конкурентами и стать узнаваемыми. Эксперты также говорят о необходимости расширения продаж в Калининградской области брендовых товаров собственного производства из-за растущего туристического потока. Пока с этим в эксклаве есть проблемы.

    Конкуренцию привычному ретейлу в Калининградской области сегодня составляют маркетплейсы. Здесь тоже есть свои тренды. Например, рост продаж товаров через интернет увеличивается при сокращении этих категорий в офлайне. Чаще всего через онлайн-сервисы приобретают детские товары. Средний чек интернет-покупок в Калининграде составляет чуть более четырех тысяч рублей. Таким образом, западный эксклав страны расположился на 27-м месте общероссийского рейтинга онлайн-продаж. От жителей других регионов страны калининградцев отличает специфичный подход к оплате и получению заказанных в интернете товаров. Так, они выкупают 86 заказов из ста - это 62-й показатель по России. Кроме того, жители эксклава предпочитают оплачивать заказ при его получении, а забирают его в течение двух суток. Популярные отечественные маркетплейсы редко учитывают это обстоятельство, из-за чего пункты выдачи часто оказываются перегруженными. На скорость доставки товаров, купленных в интернет-магазинах, влияет также отсутствие в Калининградской области сервиса срочной почтовой доставки. К нему регион планируют подключить лишь во втором квартале 2023 года.

    Кстати

    Свою популярность не утратили и классические рынки. Сегодня они являются популярными каналами сбыта сельскохозяйственной продукции, а также уникальных товаров, которые невозможно найти на полках супермаркетов. Региональные рынки намерены поддержать на уровне федерального правительства. Уже внесены изменения в действующее законодательство и разработана дорожная карта до 2026 года по созданию площадок для оптовой продажи продуктов.

    Поделиться