20.09.2022 11:46
Поделиться

В Сочи разгорелся скандал с изъятием земли у почти 150 арендаторов

Адлерский районный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры почти к 150 хозяйствам, работающим на территории бывшего совхоза "Адлерский чай". Они должны прекратить свою деятельность, так как земли не использовались по сельхозназначению, и снести строения на общей площади более 1,5 тысячи гектаров.

С решением суда согласились далеко не все арендаторы. Как считает местный фермер Владимир Спиченок, многие ответчики этого дела используют землю по назначению. У него два участка, 263 и 15 гектаров, на которых он уже пять лет занимается сельским хозяйством.

- Мы разводим буйволов для производства сыра, сейчас их уже около сотни. Из буйволиного молока получается настоящая моцарелла, - отмечает Спиченок. - Содержим племенных лошадей, а еще у нас ульи. Чтобы добраться сюда, мы проложили три километра дороги. Когда я брал эту землю в аренду на 49 лет, изучал бумаги - все было законно. У нас семейный подряд, и если эти участки заберут, я останусь почти с 40-миллионным долгом и на съемной квартире. Как буду отдавать людям долги, не знаю. Пять лет я платил большие деньги за аренду земли. Последний раз, буквально перед судом, - 240 тысяч рублей. Причем раньше платеж составлял 60 тысяч, а потом сообщили о перерасчете.

Предприниматель Сурен Папазян с 2019 года выращивает плодовые деревья на арендованных 100 гектарах. Пока плодов нет, но он планирует богатый урожай, до 500 килограммов в день. В следующем году арендатор задумал наладить переработку натуральной продукции для поставок по всей стране.

- В 2020 году мы заложили целый питомник - 11 тысяч саженцев фейхоа, в 2021-м посадили три тысячи мандаринов, в этом году собираемся посадить шесть тысяч мандаринов и две тысячи инжира, а в следующем - восемь тысяч фейхоа и три тысячи инжира, - рассказывает он. - Я вложил душу в это дело. И, кроме того, восемь миллионов рублей, в том числе на то, чтобы подготовить участок, приобрести сельхозтехнику - четыре трактора и специальное оборудование. Домов на территории нет, только техническое помещение - металлическая будка шесть на четыре метра.

Иск получила и компания "Краснополянская косметика".

- В иске Генпрокуратуры говорится, что с нами хотят расторгнуть долгосрочный договор аренды, потому что мы не используем землю по сельхозназначению, - делятся своим мнением основатели "Краснополянской косметики" Дмитрий Серов и Кристина Судеревская. - Но у нас все шесть гектаров заняты под растениеводство.

Как разъяснили юристы, в 1996 году в результате реорганизации совхоз "Адлерский чай" был преобразован в АТОО (агропромышленное товарищество с ограниченной ответственностью) "Адлерский чай". Тогда доля государственной собственности была оценена и выкуплена сотрудниками предприятия. Затем компания еще несколько раз меняла организационно-правовую форму. На балансе находилось большое количество земельных участков общей площадью 1813 гектаров. При подготовке к крупным спортивным соревнованиям у предприятия многие участки сельхозназначения были изъяты из оборота, что послужило основанием для их деления на более мелкие, не предназначенные для сельского хозяйства.

С решением суда согласились далеко не все арендаторы. Многие утверждают, что используют землю по назначению

Кстати, сейчас ни на одном из участков, входящих в АО "Адлерский чай", не собирают чайные листья. По рассказам старожилов, последний раз сбор здесь был примерно в 2000 году.

Предприниматели сделали независимую экспертизу, чтобы доказать, что на арендованных участках занимаются сельским хозяйством. Суд приобщил ее к делу, однако решение было непреклонным: прекратить договоры аренды. Кажется, что молоток Фемиды поставил точку, однако арендаторы хотят подать апелляцию.

Комментарии

Андрей Платонов, заместитель директора по стратегическим коммуникациям Субтропического научного центра Российской академии наук:

- Эти земли начали возделывать с 1930-х годов. Там выращивали субтропические культуры, в том числе чай. До 1990-х было развито промышленное цветоводство, чаеводство и плодоводство. Финансирование этих программ шло из федерального бюджета. Затем целевая поддержка государства прекратилась. Правительство приняло решение, что этими землями будут заниматься арендаторы. Часть земель действительно заросла. Желающие заключили договор аренды с Росимуществом и стали на свой страх и риск заниматься хозяйством. На мой взгляд, надо объективно, с участием представителей науки, Минсельхоза, федеральных научных учреждений и, безусловно, арендаторов провести комплексное обследование, по результатам которого принимать решение. Я считаю, что необходимо принять программу федерального уровня для оказания помощи в сохранении и развитии сельского хозяйства уникальных субтропиков. Важно, что с момента заселения этих земель в ХIХ веке их развитие происходило под эгидой федеральных структур. К сожалению, одному региону сложно тянуть этот груз.

Ольга Шебзухова, архитектор, член правления Сочинской организации Союза архитекторов РФ, гендиректор центра развития рекреационных территорий "Новые горизонты":

- До 1983 года моя бабушка жила около Зимнего театра. Потом ей дали однокомнатную квартиру на улице Макаренко, в микрорайоне Корчагинский. Он был возведен на месте малоэтажной частной застройки, и в новые дома переехали те, кто раньше проживал в бараках в центре Сочи. Понятно, что никто не спрашивал, хотят ли люди уезжать из центра. Таким образом, центральную зону освободили для общественного пространства. Долгое время градостроительная политика в курортном городе велась так, чтобы из первой береговой зоны убрать жилье в тыльную часть города и разместить объекты санаторно-курортного комплекса. Возможно, что сейчас изъятие участков служит глобальной градостроительной цели. Тридцать-сорок лет назад подобное "перекраивание" города с переселением жителей из центра Сочи в другие районы вопросов не вызывало. Сегодня мы привыкли к частной собственности и даже долгосрочную аренду воспринимаем как капитал семьи. Могли ли арендаторы и собственники предположить, что в перспективе у них изымут земли? Разумеется, нет. Многие участки сформированы в советские времена, и их назначение с тех пор не менялось. Исходя из документов, представленных в публичном пространстве, я вижу большую градостроительную ось - федеральную территорию Сириус, центр которой находится в Имеретинской низменности, в Олимпийском парке. Далее она распространяется вдоль реки Мзымта до Мостовского района. Очевидно, что протяженность береговой зоны "нового центра" недостаточна. Я думаю, что акцент будет сделан на развитие пляжных территорий в сторону Абхазии, рекреационный потенциал которой не задействован в полной мере. Федерализация земельных участков, приведение к единой правовой форме делает местность более удобной в управлении и развитии. Возможно, одна из целей - исправление градостроительных ошибок и хаотичной застройки.