Игроки рынка наружной рекламы опасаются монополизации рынка, потерь региональных и муниципальных бюджетов, негативного влияния на малый и средний бизнес, ограничения конкуренции и даже банкротства. Вместе с тем сторонники принятия инициативы утверждают, что цифровую наружку необходимо сделать более прозрачной и технологичной. Операторы должны играть по одним правилам и иметь равные условия для ведения бизнеса. Необходимость перемен назрела давно: на многочисленные нарушения уже нельзя закрывать глаза.
Артем Кирьянов рассказывает, что на рынке наружной рекламы сложилась неконкурентная среда: "Если посмотреть финансовые показатели всех участников рынка наружной рекламы, то можно заметить огромную разницу между налоговой нагрузкой федеральных и локальных операторов, из за чего прежде всего страдают региональные и местные бюджеты. ТОП-5 операторов платят порядка 75% отчислений в бюджеты всех уровней. При этом самый крупный оператор наружной рекламы один платит порядка 50% всех отчислений отрасли".
Свою поддержку законопроекту выразили 39 регионов РФ. Лишь 28 субъектов выступили против инициативы, 17 воздержались и один регион не сформулировал свою позицию. Таков результат запроса комитета по экономической политике Совета Федерации. В этом разбросе мнений нет ничего удивительного.
В регионах, не поддерживающих законопроект, ситуация с наружкой как правило неоднозначная. В целом ряде городов наружная реклама размещена без договоров на установку и эксплуатацию, а местные власти не проводят торги. Даже там, где торги организованы, есть вопросы к прозрачности конкурентных процедур. В СМИ широко обсуждаются ситуации, когда на конкурсах отдается предпочтение компаниям, предлагающим значительно меньше денежных средств, чем мог бы получить городской бюджет.
Автор законопроекта Артем Кирьянов напоминает, что операторы наружной рекламы объединились в Союз для защиты интересов отрасли. "Если изучить только подписи на резолюции, которую Союз направил в Госдуму и регионы, то можно найти массу нарушений. 150 из 464 подписей недействительны по тем или иным основаниям. Некоторые организации расписались дважды; есть подписи уже несуществующих компаний и организаций, не связанных с рекламой; большое количество подписей от юридических лиц и ИП, которые связаны между собой. О какой добросовестной работе может идти речь, если они не могут даже честно подписать документ?", - спрашивает депутат.
"Интересная ситуация сложилась и вокруг Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК). Чуть более месяца назад часть ее членов, не соблюдая устав организации, попыталась поменять президента. От лица НАВК самозванцы отправили во все парламентские фракции и лично председателю Госдумы Вячеславу Володину поправки к законопроекту о едином операторе. При этом Минюст не признал смену президента ассоциации легитимной", - добавил Артем Кирьянов.
Эксперты отмечают, что в результате действий недобросовестных операторов регионы в масштабах всей страны недополучают в казну до 10% средств только от неуплаты арендных платежей. Создание единого оператора должно нивелировать ситуацию с незаконной установкой рекламных конструкций, сделать рынок прозрачнее. За счет установки конструкций единого оператора местные бюджеты смогут получать дополнительные доходы.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан в целях защиты от последствий ограничительных мер со стороны недружественных стран, предотвращения распространения недостоверной информации и утраты государством оперативного контроля за размещением информации, в том числе в результате кибератак или хулиганских действий. Атаки уже производились на крупные российские СМИ, тогда были попытки транслировать информацию против спецоперации на Украине.
Законотворцы предлагают действовать на упреждение, чтобы предотвратить информационные диверсии по распространению информации, противоречащей основам государственной политики и интересам национальной безопасности РФ. Подобные истории уже были ранее на платформах Meta (Facebook, Instagram - признаны экстремистскими и запрещены в РФ) и продолжаются в YouTube и иных иностранных сервисах. Кроме того, платформа единого оператора поможет оперативно оповещать граждан о чрезвычайных ситуациях и будет полезна МЧС, МВД и другим ведомствам.
Относительно создания монополиста - согласно разъяснениям ФАС России по рынку рекламных услуг и рынку средств массовой информации от 20.02.2018 года №АК/11383/18, указывающем что ФАС не выделяет оказание рекламных услуг в сфере телевидения, радио, прессы, наружной рекламы, информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отдельные товарные рынки.
Идея создания единой платформы, через которую можно будет запускать масштабные социальные компании, не вызывает вопросов, однако звучат предложения обязать единого оператора отдавать 10% "эфирного" времени под трансляцию социального и общественно значимого контента.
Председатель комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов считает, что законопроект должен быть серьезно доработан. "Мы видим необходимость в защите интересов локальных операторов наружной рекламы с гарантией конкурентных условий. Важно предотвратить возникновение условий, следствием которых станет уход из бизнеса или банкротство. Вместе с тем должен быть исключен рынок нелегальной рекламы. Отрасли необходимо более жесткое государственное регулирование. А именно создание единого оператора цифровой рекламы, деятельность которого позволит обеспечить бесплатное использование софта оператора. Единый оператор должен будет учитывать интересы регионов, а также осуществлять размещение социальной рекламы, информировать жителей о социальных мероприятиях, обеспечивать прозрачность и доступность, способствовать развитию туризма, повышению качества IT-продуктов и привлечению налогов в местные бюджеты", - отметил Сергей Гаврилов.