Банки инвестируют в информационные технологии

Общий объем затрат российских банков на ИТ ежегодно растет на 12-14 процентов, посчитали в "ТМТ Консалтинг". По итогам 2021 года этот показатель составил 514 миллиардов рублей, что на 58 миллиардов больше, чем в 2020-м.
Сегодня не надо идти в отделение банка, чтобы открыть счет или вклад, получить кредит.
Сегодня не надо идти в отделение банка, чтобы открыть счет или вклад, получить кредит. / Сергей Куксин

Основные направления инвестиций - цифровизация бизнес-процессов, развитие и расширение цифровых каналов продаж, персонализация банковских предложений, расширение портфеля услуг за счет небанковских продуктов. Большинство крупных кредитных организаций разрабатывают решения для самообслуживания клиентов и персонализированных предложений. Растут вложения в работу с большими данными, в том числе в инфраструктуру - увеличение парка серверов, модернизацию центров обработки данных, а также в информационную безопасность.

В этом году российский финансовый рынок столкнулся с необходимостью полного перехода на отечественные ИТ-продукты. Банк России одним из вызовов называет уход с рынка зарубежных поставщиков оборудования, системного ПО, систем управления базами данных и инструментов аналитики. "В этих условиях особенно важным является развитие цифровых решений, в основе которых лежат российские технологии", - отмечается в подготовленном регулятором документе "Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях".

На поддержку развития технологий финансового рынка, цифровых продуктов и сервисов будет направлена новая стратегия Ассоциации ФинТех, которая сейчас находится в процессе разработки. "Необходимо повысить долю российских и независимых решений в технологическом ландшафте организаций финансового рынка, важно поддержать разработку решений для широкого применения, - рассказал "РГ" генеральный директор Ассоциации ФинТех Максим Григорьев. - Целенаправленная технологическая поддержка отрасли делает ИТ-решения дешевле и доступнее для представителей финансового рынка".

Среди наиболее значимых трендов эксперт выделил клиентоцентричность и персонализацию финансовых продуктов и услуг в условиях растущей конкуренции. Поэтому среди приоритетов ассоциации - развитие инфраструктурных платформ, цифровых финансовых активов, а также открытых API (интерфейсов программирования. - Прим. "РГ"). Открытые API предполагают обмен данными между поставщиками финансовых и нефинансовых услуг и помогают клиентам получать все услуги из "единого окна".

Участники рынка отмечают, что сегодня крупные финансовые организации активно работают над созданием и развитием экосистем, которые позволяют получать не только банковские, но и другие партнерские услуги и сервисы: брокерские, страховые, оценочные, а также не связанные напрямую с финансами (подбор квартиры, машины, гостиницы и т.д).

"Основная задача - это анализ цифрового следа клиента в наших системах и анализ клиентского опыта, с тем чтобы понять, как он видит наше приложение, что он видит, сталкиваясь с нашими сервисами, что ему удобно, а что нет, и чем мы ему можем помочь, чтобы взаимодействие с нами было максимально комфортным и покрывало как можно больше потребностей клиента", - отметил директор по информационным технологиям финансовой группы БКС Алексей Карпунин.

Упрощение доступа к услугам за счет онлайн-сервисов и минимизация офлайн-контакта меняют поведение потребителей финансовых услуг. Ускорение этому тренду придала пандемия - как отмечают аналитики "ТМТ Консалтинг", в 2020 году использование дистанционных банковских услуг в мире выросло на 23 процента, а мобильных банковских приложений - на 30 процентов. В последние два года за счет активного развития онлайн-инструментов и мобильных приложений появляется все больше продуктов, предполагающих отсутствие физического взаимодействия с банками. Сегодня не надо идти в их отделение, чтобы открыть счет или вклад, получить кредит, оформить ипотечную сделку и т.д.

Например, клиенты ВТБ недавно получили возможность обновлять свои паспортные данные в мобильном приложении и интернет-банке, пройдя авторизацию на "Госуслугах". По прогнозам банка, до конца года такой возможностью воспользуются более 700 тысяч человек, что снизит нагрузку на отделения на 10 процентов. "Мы стараемся переводить все большее число продуктов и сервисов банка в цифровой формат, чтобы пользователям не приходилось тратить время на внеплановое посещение отделений", - отметил старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.

Одна из самых востребованных потребителями технологий - это система быстрых платежей

"Альфа-Банк" запустил сервис экспресс-оценки для ипотечных клиентов, купивших жилье в новостройках. Теперь они могут получить отчет для оформления права собственности на квартиру онлайн за один день, без выезда оценщика на объект, показа квартиры и т.д.

Одна из самых востребованных потребителями технологий - это Система быстрых платежей (СБП), которая позволяет оплачивать покупки по QR-коду. За первое полугодие 2022 года ее оборот составил 5,4 триллиона рублей - больше, чем за весь прошлый год, отмечают в Банке России. Было совершено более одного миллиарда операций. Сейчас к системе подключено 211 банков. Оплату через СБП принимают 362 предприятия, причем 90 процентов - это малый и средний бизнес.

Однако не все финансовые технологии понятны клиентам - многие, как отмечает Алексей Карпунин, испытывают сложности с тем, чтобы разобраться в многообразии предложений на рынке. "Не только банки, но и другие игроки работают над тем, чтобы сделать удобные сервисы, повышающие финансовую грамотность клиентов", - заключил эксперт.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Евгения Носкова