В его кулаке безвольно трепыхалось антропоморфное существо из синего меха с треугольной головой и кровавой улыбкой с клыками. Тот самый Хагги-Вагги - герой хоррор-игры, ставший малышам мягкой игрушкой. Его можно купить на каждом шагу, а при желании и другие небинарные или с неопределенным полом игрушки. Почему? Разбирается "РГ".
С армией бесполых кукол и монстров детки ходят в детсад, прижимая их к сердцу, в школу, крепя на рюкзаках, и ложатся спать. "Давай играть в Майнкрафт", - приходилось не раз слышать. Это игра в монстров. Ей, как и Хагги-Вагги, надо отдать должное. Они развивают интеллект, моторику и фантазию. Разумеется, в мире игр добро побеждает зло, но "случайно" или по сценарию зло надевает маску добра. А потом к ней прирастает. Или наоборот. Хагги-Вагги родился доброжелательным, но, по игре, из-за аварии на фабрике игрушек превратился в кровожадного монстра. Да такого искрометного, что он стал любимчиком даже у подростков-зумеров и мемом Tik-Tok.
По такой же схеме размывания границ добра и зла в топ-тройку мегакрутых монстриков у детей рвется Танос - богатырь вселенной комиксов Marvel. Он тоже учит добром побеждать зло: добывает алмазы в шахтах, проходя все уровни жизни. И все для того, чтобы, пройдя пять уровней, отнять жизни у таких же добытчиков - Мстителей и стражей Галактики - и подарить их... Смерти. Почему именно ей, как маркер, создатели игры доходчиво втолковывают победителю: потому, что Танос - тоже античный герой. Он - брат Танатоса - олицетворения смерти в греческой мифологии. Вот Танос и "жаждет любви Смерти", раздобыв ей артефакты.
- Пап, а "жаждет любви смерти" - это как? - вопрос сына заставил тайком удалить игру из его смартфона, а игрушку "потерять". Теперь сын просит человека-паука Mattel. Он, по сценарию комикса, может быть и мальчиком, и девочкой. Как? Ни представлять, ни объяснять ребенку не знаю как. Но компания Mattel, та, что подарила миру Барби и Кена, уже показала детям линейку нейтральных кукол. Они еще могут быть третьим полом - "гендерной идентичностью".
И уже есть в магазинах.
По данным сетей "Детский мир" и Toy.ru, небинарных кукол у них нет. Что касается монстров и игр-страшилок, а на их основе продаваемых игрушек, они есть и они сертифицированы Роспотребнадзором. Но монстры, радужные единороги, десептиконы и роботы-трансформеры, спасая Землю от злых сил, умудряются ее между делом обезлюдить, что в играх идет фоном нормы.
- Зло с умом, развивая интеллект детей, проникает через игрушки, - убеждена эксперт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Инга Юмашева, - и семья, а потом государство, если все будет оставаться как есть, рискуют упустить момент. Ведь игрушки, размывающие половую принадлежность, опасны. Это экстремистская продукция. Ее создателей и распространителей опасных мультфильмов, фильмов, книг мы могли бы карать. Кстати, в действующем УК есть статья 242 - "незаконное изготовление, оборот порнографических материалов или примеров". Нет воли ее использовать.
С Юмашевой согласны юристы: поправки к Конституции определили брак как союз женщины и мужчины, поэтому сохранение традиционных семейных ценностей - правовая норма. А игры с небинарностью - отклонение от нее, переходящее в изобретательный экстремизм. В этом юридическом пространстве, например, барби-трансгендеры незаконны, поэтому их нет в торговых сетях, но они есть у детей в руках. Вот и выступают Русская православная церковь и Гиппократовский форум с инициативой внести в Госдуму законопроект, который бы юридически обосновывал запрет на продажу игрушек-трансгендеров на внутреннем рынке.
Сложнее с Хагги-Вагги и прочими радужными и "античными" монстрами, часто формально проходящими судебную экспертизу. Тут, похоже, общество вплотную встало перед данностью: создание сообщества экспертов психологов, педагогов и родителей для проведения сертификации игрушек на предмет их безопасности для психики детей неизбежно.
- Цензура родителей должна быть, - убежден доктор психологических наук, профессор МГПУ Владимир Кудрявцев, - ее можно назвать экспертизой, можно худсоветом с участием писателей, врачей, педагогов, которые были и раньше, например, при создании советских мультфильмов. Неспроста мир знает "Чебурашку и Крокодила Гену". Уже есть экспертиза у культового мультика "Маша и Медведь". Такая "цензура" давала и дает много: как коллективизм и чувство локтя не знали границ у Чебурашки, так и Машина индивидуальность не знает границ, делая мир детства добрее. Да, Чебурашка наивен, какими мы были в СССР, а Маша - хулиганка и крушитель стереотипов, но оба героя - отражение нас. Игрушки же внеземной тематики в лучшем случае учат успешности за счет других, давая прорастать в детях эгоизму и эгоцентризму, в худшем - исподволь намекают на кровожадность добра и создают ореол обаяния зла.
Так союз родительского и творческого согласия художников, если его не обременять статусом истины в конечной инстанции, даст основание фундамента. И у психологической, и у педагогической систем появится юридическое право останавливать то, что вредит детям. И калечащие психику и детство опасные игрушки будут сканироваться как сезонный насморк.
1. Дюк-обманщик, поезд из мультфильма "Роботы-поезда". Сказка вроде о дружбе и спасении Дюка, чью IT-программу заразил вирус, но это сериал - фильм ужасов. Он отвечает на вопрос, откуда берутся дети: из пробирки или компьютерной программы, откуда дети-поезда приходят пачками на смену "сломанным" вирусами и, как рабы, обслуживают поезда, вроде Дюка.
2. Оверлорд, злой дух в мультфильме "Ниндзяго", основанном на игрушках LEGO. Абсолютное и честное зло.
3. Лорд Гармадон - "Мастер разрушения" и возрожденная злая форма наставника Ниндзя в сериале "Ниндзяго". Злодей, а к финалу - "святой Гармадон".
4. Воины "Ниндзяго" - Зейн, Кай, Ллойд, Джей, Ния (девочка), Коул - команда ниндзя сражается против сил зла методами зла. Когда не воюют, строят или охраняют тюрьмы, кладбища для призраков, мегаполисы для охранников заключенных.
5. Хагги-Вагги, персонаж компьютерной игры Poppy Playtime, созданной в 2021 году в Великобритании, ставший мягкой игрушкой. По задумке создателей, оно лучше всего умеет обниматься (huggy - англ. "обнимать"), но из-за катастрофы на фабрике оно стало монстром.
6. Аниматроники, звери-роботы, герои игры ужасов "Пять ночей у Фредди", где игрок должен выжить, охраняя пиццерию. Игра развивает склонность к депрессии и иным зависимостям.
Данные - ОП РФ.